ГОРОД
В ТВОРЧЕСТВЕ Н. В. ГОГОЛЯ
Николай Васильевич Гоголь — писатель,
с именем которого связано зарождение в рус-
ской литературе жанра сатиры. Безусловно,
сатира существовала и до Гоголя, но в его
творчестве она обрела неповторимое звуча-
ние. Соединяясь с реалистическим изобра-
жением действительности, сатира Гоголя вы-
смеивала пошлость и глупость, невежество
и чванство. Причем творческая манера писа-
теля, сформировавшаяся уже в повести «Как
поссорились Иван Иванович с Иваном Ники-
форовичем», отличалась яркостью и ориги-
нальностью. Автор-рассказчик кажется про-
стаком, восхищающимся тем или иным яв-
лением, за которым читателю открывается
истинное значение изображаемого.
В этой повести писатель дает жалкую
картину провинциального города, чрезмер-
но превознося те его «красоты», которые бы
следовало искоренить, как мешающие нор-
мальной жизни горожан. Главной достопри-
мечательностью Миргорода является лужа:
«Если будете подходить к площади, то, вер-
но, на время остановитесь полюбоваться ви-
дом: на ней находится лужа, удивительная
лужа! Домы и домики, которые издали мож-
но принять за копны сена, обступивши во-
круг, дивятся красоте ее».
В повести «Невский проспект» Николай
Васильевич так же восторженно отзывается
об этом примечательном месте Петербурга,
своеобразном лице города. И здесь сатира
автора постепенно доходит до сарказма. Ут-
ром Невский — лишь транспортная артерия,
соединяющая один район города с другим.
По нему проходит рабочий люд, спешащий
по делам. Но пролетит немного времени, и
улица наводняется праздногуляющими, сна-
чала детьми с гувернантками и гувернерами,
а позже — щеголями и ветреными кокетка-
ми, пришедшими похвастаться своими шляп-
ками, бакенбардами или жилетами, локонами
или глазками. Это своеобразная «ярмарка
тщеславия», где ценятся не естественные че-
ловеческие чувства, красота, ум, а выставля-
ются напоказ отдельные «достопримечатель-
ности». «...Бакенбарды единственные, пропу-
щенные с необыкновенным и изумительным
искусством под галстук, бакенбарды бархат-
ные, атласные, черные, как соболь или
уголь... усы, которым посвящена лучшая по-
ловина жизни... талии, какие даже вам не
снились никогда: тоненькие, узенькие... А ка-
кие встретите вы дамские рукава на Невском
проспекте!.. Они несколько похожи на два
воздухоплавательные шара...»
Здесь нет людей, а только их выдающие-
ся детали, нет чувств, а есть их видимость,
причем очень обманчивая, когда красавица,
неземное создание, оказывается продажной
девкой, а полненькая немочка —' добропоря-
дочной матерью семейства, хранимая му-
жем, умеющим постоять за честь жены. Вос-
хищаясь, ужасаясь, описывая город — место
крушения мечтаний и иллюзий, Николай Ва-
сильевич гениально заканчивает свою повесть.
Здесь уже нет и тени иронии, а летящее пе-
ро художника предостерегает молодых про-
стаков от слишком непосредственного лю-
бования окружающим. «Он лжет во всякое
время, этот Невский проспект, но более все-
го тогда, когда ночь сгущенною массою наля-
жет на него и отделит белые и палевые сте-
ны домов, когда весь город превратится в
гром и блеск... чтобы показать все не в насто-
ящем виде.»
Но Петербург — это не только парадные
улицы и дворцы, много в нем и дворов-колод-
цев, подъездов с грязными и темными лест-
ницами, крошечных квартирок, в которых
обитают бедняки, ведущие жалкое существо-
вание. В повести «Шинель» Гоголь показыва-
ет Петербург бедняков. «Скоро потянулись
перед ним те пустынные улицы, которые да-
же и днем не так веселы, а тем более вече-
ром... фонари стали мелькать реже... сверкал
только один снег по улицам, да печально чер-
нели с закрытыми ставнями заснувшие ни-
зенькие лачужки...» Это уже другой Петер-
бург. Здесь царит бедность, запустение и как
следствие этого — разбой.
Гоголь не идеализирует парадную столи-
цу. Город многолик. В нем живут не одни
только преуспевающие чиновники, но и бес-
правные бедняки, существование которых
никому не интересно, не волнует власти, за-
ботящиеся только о собственном благополу-
чии. Такую традицию изображения города —
377
бездушного созерцателя людских несчастий —
продолжил в своем творчестве Федор Ми-
хайлович Достоевский.