ТАРАС БУЛЬБА —
ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ПОВЕСТИ
Н. В. ГОГОЛЯ
Повесть «Тарас Бульба» — одно из самых
совершенных творений Н. В. Гоголя. Оно сто-
ило писателю огромного труда. В повести Го-
голь рассказывает о героической борьбе ук-
раинского народа за свое национальное ос-
вобождение. Главные события происходят в
Запорожской Сечи, в царстве свободы и ра-
венства. Это вольная республика, в которой
живут люди широкого размаха, абсолютно
свободные и равные, где воспитываются силь-
ные и мужественные характеры. Для таких
людей нет ничего выше на свете, чем интере-
сы народа, чем свобода и независимость От-
чизны. В повести превосходно раскрывается
атмосфера могучего народного движения. За-
мечателен образ главного героя повести — Та-
раса Бульбы.
Суровый и непреклонный Тарас Бульба
ведет жизнь, полную невзгод и опасностей.
Он не был создан для семейного очага. Его
«нежба» — чистое поле да добрый конь. Уви-
девшись после долгой разлуки с сыновьями,
он назавтра же спешит с ними в Сечь, к ка-
закам. Здесь его подлинная стихия. Гоголь
пишет о нем: «Весь он был создан для бран-
ной тревоги и отличался грубой прямотой сво-
его нрава».
Человек огромной воли и недюжинного
природного ума, трогательно нежный к то-
варищам и беспощадный к врагу. Он карает
польских магнатов и защищает угнетенных
и обездоленных. Это могучий образ, овеян-
ный поэтической легендой, по выражению
Гоголя, «точно необыкновенное явление рус-
ской силы».
Тарас Бульба — это мудрый и опытный
вожак казацкого войска. Его отличали «уме-
ние двигать войском и сильная ненависть к
врагам». Вместе с тем Тарас не противопос-
тавлен окружающей среде. Он любил про-
стую жизнь казаков и ничем не выделяло
среди них.
Образ Тараса воплощает в себе удал]
и размах народной жизни. Это человек боль-
шого накала чувств, страстей, мыслей. В не*
нет ничего эгоистического, мелкого, корыстно
го. Его душа проникнута лишь одним стрем
лением — к свободе. Вот почему с тако!
ненавистью говорит он о ничтожных душа:
предателей: «Знаю, подло завелось теперь н<
земле нашей: перенимают черт знает каки»
бусурманские обычаи; гнушаются языког»
своим; свой народ продают...».
Вся жизнь Тараса была неразрывно связа
на с Сечью. Служению товариществу, Отчиз-
не он отдавал всего себя безраздельно. Цеш
в человеке прежде всего его мужество и пре-
данность идеалам Сечи, он беспощаден к из-
менникам и трусам.
Сколько отваги в поведении Тараса, про-
бирающегося на территорию врага в надеж-
де повидать Остапа! Потрясает драматизме*
знаменитая сцена встречи отца со старший
сыном. Затерявшись в толпе чужих людей
Тарас смотрит, как выводят на лобное месте
его сына. Что почувствовал старый Тарас, ког-
да увидел своего Остапа? «Что было тогда Е
его сердце?» — восклицает Гоголь. Но ничем
не выдал своего страшного напряжения Та-
рас. Глядя на сына, самоотверженно перено-
сящего лютые муки, тихо приговаривал он:
«Добре, сынку, добре!».
Столь же крупно и выразительно раскры-
вается характер Тараса в трагическом кон-
фликте с Андреем. Любовь не принесла Анд-
рею счастья, она отгородила его от товарищей,
от отца, от Отчизны. Такое не простится
даже храбрейшему из казаков, и печать про-
клятия легла на чело предателя: «Пропал, про-
пал бесславно, как подлая собака...». Изме-
ну Родине никто не может ни искупить, ни оп-
равдать.
Писатель рисует огромное нравственное
превосходство Тараса и его соратников над
Андреем. До чего мерзок человек, предавший
свою Родину! И жизнь его бесславна, и смерть
позорна. Тарас, человек суровой и вместе с
тем нежной души, не чувствует никакой жа-
лости к сыну-изменнику. Без колебаний он
совершает свой приговор: «Я тебя породил, я
тебя и убью!». Эти слова Тараса проникнуты
378
сознанием величайшей правды того дела, во
имя которого он казнит сына.
Создавая героический образ Тараса Буль-
бы, Н. В. Гоголь не пытается идеализировать
его. В нем перемешаны нежность и грубость,
серьезное и смешное, великое и малое. Гоголь
мечтал о сильном, героическом характере.
Именно таким является Тарас.