СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ
И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
В ПЕРСОНАЖАХ Н. В. ГОГОЛЯ
Произведения Гоголя охватывают пери-
од 40-х годов XIX века. Это время разгула
бюрократии и чиновничьего произвола в Рос-
сии. Это также время беспощадной эксплуа-
тации народа, угнетенного и бесправного,
живущего в условиях крепостничества. .
Гоголь — великий писатель и гражданин
своего времени. Он первый в русской лите-
ратуре попытался так масштабно сатиричес-
ки изобразить корыстных чиновников, под-
халимов, использующих глупость других в
своих целях.
Перу Гоголя принадлежит много произве-
дений, в которых тема разоблачения взяточ-
ников, подхалимов, низкопоклонников стала
центральной. Это поэма «Мертвые души», в
которой писатель высмеял общество поме-
щиков-крепостников, чиновников-бюрократов;
комедия «Ревизор», повести «Нос» и «Ши-
нель», показывающие недалекость людей,
управляющих государством.
Социально-исторические черты присущи
всем героям Гоголя, Существовавшая соци-
альная действительность наложила глубо-
кий отпечаток на характеры и взгляды лю-
дей того времени. Это можно видеть в любом
произведении Гоголя. Возьмем, например,
«Мертвые души». Здесь выведена целая га-
лерея моральных уродов, типажей, имена
которых стали нарицательными. Гоголь по-
следовательно изображает помещиков, чи-
новников и главного героя поэмы дельца Чи-
чикова.
Остановимся подробнее на типах поме-
щиков. Все они — эксплуататоры, высасыва-
ющие кровь из крепостных крестьян. Но
пять портретов, выведенных в произведении,
все-таки отличаются друг от-друга. Всем им
присущи не только социально-исторические,
но и общечеловеческие черты и пороки. На-
пример, Манилов. Он не просто глупый меч-
татель, ничего не делающий, не желающий
трудиться. Все его занятия состоят из выко-
лачивания пепла из трубки на подоконник
или в беспочвенных прожектах моста через
пруд да купеческих лавок, в которых будет
продаваться всякая снедь для крестьян. Об-
раз Манилова — открытие Гоголя. В русской
литературе он найдет продолжение в творче-
стве Гончарова. Кстати, как Манилов, так и
Обломов стал нарицательными образами.
В другой главе появляется «дубинноголо-
вая» Коробочка, но этот образ не так одно-
бок, как принято писать о нем в критических
исследованиях. Настасья Петровна по сути
своей — женщина добрая, гостеприимная
(ведь Чичиков попадает к ней ночью, сбив-
шись с дороги) и даже хлебосольная. Она не
так тупа, как принято о ней думать. Вся ее
так называемая «тупость» проистекает оттого,
что она боится продешевить, продать «мерт-
вые души» себе в убыток. И Коробочка по-
своему морочит Чичикова. Но тот факт, что
она практически и не удивляется весьма стран-
ному и неожиданному предложению Чичико-
ва, говорит, больше о ее беспринципности,
чем о тупости.
Говоря о помещиках, нельзя не вспомнить
их жажду накопительства, наживы и глубо-
кой расчетливости во всех предпринимаемых
делах. Таков Собакевич. Это человек, бес-
спорно, хитрый и умный, ведь он первым из
помещиков понял, зачем Чичиков скупает
мертвые души. Понял и надул, подсунув в
списки умерших крестьян женское имя Ели-
завета Воробей, которое он написал через
«ер» (твердый знак).
Но жажда накопительства приводит и к
своей абсолютной противоположности — к ни-
щете. Мы наблюдаем это в Плюшкине, вечном
образе Скупого. Плюшкин превратился прак-
тически в животное, утратил даже пол (Чичи-
ков принимает его сначала за женщину), стал
«прорехой на человечестве».
Бюрократизм и самодержавие способст-
вуют появлению в России дельцов, подобных
379
Чичикову, готовых идти к своей цели по го-
ловам других, более слабых людей, растал-
кивая всех локтями. Подтверждением этому
служит история жизни самого Чичикова:
сначала он «надул» своего учителя, потом по-
вытчика, затем своего товарища-таможенни-
ка. Гоголь сумел показать, что страсть нажи-
вы убивает в человеке все человеческое, рас-
тлевает его, омертвляет его душу.
В комедии «Ревизор» перед нами та же
глупость, трусость, непорядочность героев.
Главный герой Хлестаков — олицетворение
душевной пустоты, фанфаронства, тупости.
Он похож на пустой сосуд, который можно
наполнить чем угодно. Именно поэтому чи-
новники уездного города NN принимают его
за важную персону: Они хотят видеть в нем
ревизора, и он ведет себя именно так, как,
по их понятиям, должен вести себя ревизор-
взяточник. В образе Хлестакова Гоголь вы-
смеивает душевную пустоту, хвастовство,
стремление выдать желаемое за действи-
тельное.
В произведениях Гоголя показаны не
только социально-исторические типы людей,
но и общечеловеческие пороки: пустота, глу-
пость, жадность, стремление к наживе. Герои
Гоголя бессмертны, потому что бессмертны
человеческие пороки.