САТИРИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
ЧИНОВНИКОВ В КОМЕДИИ
Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»
Сюжет комедии «Ревизор», как и сюжет
бессмертной поэмы «Мертвые души», был под-
сказан Гоголю А. С. Пушкиным. Гоголь давно
мечтал написать комедию о России, высмеять
недостатки бюрократической системы, кото-
рые так хорошо известны каждому русскому
человеку. Работа над комедией так увлекла и
захватила писателя, что в письме Погодину он
написал: «Я помешался на комедии».
В «Ревизоре» Гоголь умело сочетает «прав-
ду» и «злость», то есть реализм и смелую,
беспощадную критику действительности. При
помощи смеха, беспощадной сатиры Гоголь
обличает такие пороки русской действитель-
ности, как чинопочитание, коррупция, произ-
вол властей, невежество и плохое воспита-
ние. В «Театральном разъезде» Гоголь писал
что в современной драме действием движе!
не любовь, а денежный капитал и «электри-
чества чин». «Электричества чин» и породи!
трагикомическую ситуацию всеобщего страхе
перед лжеревизором.
В комедии представлена целая «корпора-
ция разных служебных воров и грабителей»
блаженно существующих в уездном городе N.
При описании мира взяточников и казно-
крадов Гоголь использовал ряд художествен-
ных приемов, которые создают яркие, неза-
бываемые образы.
Открыв первую же страницу комедии и
узнав, например, что фамилия частного при-
става — Уховертов, уездного лекаря — Гиб-
нер, мы получаем, в общем-то, уже достаточ-
но полное представление об этих персонажах
и об отношении автора к ним. Кроме того, Го-
голь дал критические характеристики каж-
дого из главных действующих лиц. Эти ха-
рактеристики помогают лучше понять суть
каждого персонажа. Городничий: «Хотя и
взяточник, но ведет себя очень солидно»; Ан-
на Андреевна: «Воспитанная вполовину на
романах и альбомах, вполовину на хлопотах
в своей кладовой и девичьей»; Хлестаков:
«Без царя в голове. Говорит и действует без
всякого соображения»; Осип: «Слуга, таков,
как обыкновенно бывают слуги несколько по-
жилых лет»; Ляпкин-Тяпкин: «Человек, про-
читавший пять или шесть книг, и потому не-
сколько вольнодумен». Почтмейстер: «Про-
стодушный до наивности человек».
Яркие портретные характеристики даны
также и в письмах Хлестакова в Петербург
своему приятелю. Так, говоря о Землянике,
Хлестаков называет попечителя богоугод-
ных заведений «совершенной свиньей в ер-
молке».
Основным литературным приемом, кото-
рым пользуется Н. В. Гоголь при комическом
изображении чиновника, является гипербо-
ла. В качестве примера использования этого
приема автором можно назвать Христиана
Ивановича Гибнера, который не в состоянии
даже общаться со своими больными по при-
чине полного незнания русского языка, и Ам-
моса Федоровича с почтмейстером, решив-
380
ших, что приезд ревизора предвещает гряду-
щую войну. Гиперболична поначалу и сама
фабула комедии, но по мере развития дейст-
вия, начиная со сцены рассказа Хлестакова о
его петербургской жизни, гипербола сменя-
ется гротеском. Ослепленные страхом за свое
будущее чиновники и хватающиеся за Хлес-
такова как за соломинку городское купечест-
во и обыватели не в состоянии оценить всей
абсурдности происходящего, и несуразности
нагромождаются одна на другую: тут и ун-
тер-офицерша, которая «сама себя высекла»,
и Бобчинский, просящий довести до сведения
его императорского величества, что «в таком-
то городе живет Петр Иванович Бобчин-
ский», и т. п.
Кульминация и следующая сразу за ней
развязка наступают резко, внезапно. Письмо
Хлестакова дает такое простое и даже ба-
нальное объяснение, что в этот момент оно
кажется Городничему, например, гораздо бо-
лее неправдоподобным, чем все хлестаков-
ские фантазии.
Следует сказать пару слов об образе Го-
родничего. По всей видимости, ему придется
расплатиться за грехи своего круга в целом,
Разумеется, он и сам не ангел, но удар на-
столько силен, что у Городничего наступает
нечто вроде прозрения: «Ничего не вижу: ви-
жу какие-то свиные рыла вместо лиц, а боль-
ше ничего...».
Далее Гоголь использует прием, ставший
таким популярным в наше время: Городни-
чий, ломая принцип так называемой «четвер-
той стены», обращается прямо в зал: «Чему
смеетесь? — Над собой смеетесь!..». Этой
репликой Гоголь показывает, что действие
комедии на самом деле выходит далеко за
пределы сцены театра, переносится из уезд-
ного города на необъятные просторы. Ведь
недаром некоторые литературоведы видели
в этой комедии аллегорию на жизнь всей
страны. Есть даже легенда о том, что Нико-
лай I, посмотрев пьесу, вымолвил: .«Всем до-
сталось, а больше всех мне!».
Немая сцена: как громом пораженные сто-
ят обитатели провинциального городка, по-
грязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но
вот идет очищающая гроза, которая смоет
грязь, накажет порок и наградит добродетель.
В этой сцене Гоголь отразил свою веру в спра-
ведливость высшей власти, бичуя тем самым,
по выражению Некрасова, «маленьких вори-
шек для удовольствия больших». Надо ска-
зать, что пафос немой сцены не вяжется с об-
щим духом этой гениальной комедии.
После постановки пьеса вызвала шквал
критики, так как в ней Гоголь сломал все ка-
ноны драматургии. Но главное недовольство
критики было обращено на отсутствие поло-
жительного героя в комедии. В ответ на это
Гоголь напишет в «Театральном разъезде»:
«...Мне жаль, что никто не заметил честного
лица, бывшего в моей пьесе. Это честное,
благородное лицо был — смех».