САТИРА НА ЧИНОВНИЧЬЮ РУСЬ
В КОМЕДИИ ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»
Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» — заме-
чательное реалистическое произведение, в
котором раскрыт мир мелкого и среднего чи-
новничества России второй четверти XIX ве-
ка. Сам Гоголь так писал о замысле этой ко-
медии: «В «Ревизоре» я решился собрать в
одну кучу все дурное в России, какое я тог-
да знал... и за одним разом посмеяться над
всем».
Комедия вводит читателя и зрителя в
мир тихого провинциального городка, откуда
«хоть три года скачи, ни до какого государст-
ва не доедешь». Размеренное течение жизни
в городе взрывает «пренеприятное известие»
о приезде тайного ревизора, о чем в начале
пьесы сообщает городничий своему окруже-
нию. Задуманный Гоголем сюжет позволил
ему глубоко раскрыть пороки, поразившие
провинциальную чиновничью среду.
Узнав о предстоящем визите государст-
венного инспектора, все чиновники города
тут же направляют свои усилия на соблюде-
ние внешней благопристойности. Мы видим,
что ни одно из распоряжений городничего в
связи с приездом ревизора не содержит ни-
чего дельного по существу — все направлено
лишь на соблюдение внешних приличий. По-
этому вместо того чтобы заниматься решени-
ем насущных задач города, чиновники на-
правляют свои усилия на наведение «поряд-
381
ка» (снятие охотничьего арапника, висевшего
в присутствии, уборки улицы, по которой по-
едет ревизор). «Насчет же внутреннего рас-
поряжения и того, что называет в письме Ан-
дрей Иванович грешками, я ничего не могу
сказать. Да и странно говорить: нет человека,
который бы за собою не имел каких-нибудь
грехов. Это уж так самим Богом устроено», —
говорит городничий.
На примере городничего Гоголь полно рас-
крывает «все дурное», что характеризовало
чиновника того времени. По-моему, Гоголь
очень емко охарактеризовал этот персонаж
комедии, сказав, что городничий «более
всего озабочен тем, чтобы не пропустить то-
го, что плывет в руки». Это не какой-нибудь
глуповатый чиновник. Городничий — чело-
век здравого смысла, хитрый и расчетливый
во всех делах, аферах и мошенничествах. Он
чувствует себя в городе полновластным хо-
зяином. Возглавляя целую «корпорацию раз-
ных служебных воров и грабителей», город-
ничий считает взяточничество вполне нор-
мальным явлением. Например, он за взятку
освободил от рекрутчины сына купчихи, от-
дав вместо него в солдаты мужа слесарши
Пошлепкиной.
Для городничего не существует никаких
моральных и других ограничений: он может
праздновать именины два раза в год, чтобы
получить больше поборов с купцов, он кладет
себе в карман деньги, отведенные на строи-
тельство церкви, представив отчет о том, что
она «начала строиться, но сгорела». Не счита-
ясь с простым людом, «купечеством да граж-
данством», городничий совсем иначе ведет
себя с «ревизором» Хлестаковым. Он заиски-
вает перед ним, угождая на каждом шагу.
И умудряется «ввернуть» ему вместо двухсот
рублей четыреста.
Сатира Гоголя также безжалостна и к ок-
ружению городничего. В каждом из чиновни-
ков автор подчеркивает какую-нибудь особен-
ность, создавая тем самым индивидуальные
портреты. Например, судья Ляпкин-Тяпкин
за всю свою жизнь прочел пять или шесть
книг и «поэтому несколько вольнодумен». «Об-
разованность» судьи позволяет ему держать-
ся независимо с городничим, и, что еще важ-
нее, — подводить под взяточничество «идей-
ное обоснование». Попечитель богоугодных
заведений Земляника, «человек толстый
но плут тонкий», нагло обворовывает,больных
о которых, напротив, должен бы заботиться
Но он не утруждает себя: «Человек простой
если умрет, то и так умрет; если выздоровеет
то и так выздоровеет». Смотритель уездны?
училищ Хлопов — насмерть запуганный че-
ловек, испытывающий трепет перед одни*
только именем начальника. «Заговори со мно#
одним чином кто-нибудь повыше, у меня про-
сто и души нет, и язык как в грязь завязнул»
признается Лука Лукич. Ничуть не лучик
этих персонажей «простодушный до наивнос-
ти человек» почтмейстер Шпекин, познающий
жизнь из вскрываемых им чужих писем.
Комедия знакомит читателя не только (
чиновниками уездного города, но и с мелкий
петербургским чиновником Хлестаковым, ко-
торого приняли за тайного ревизора. Это!
персонаж отличается стремлением казаться
«чином повыше» и способностью «блистать
среди себе подобных при полной умственной
и духовной пустоте». «Микроскопическая
мелкость и гигантская пошлость» — так оп-
ределил В. Г. Белинский основные черты
хлестаковщины, характеризующие чиновни-
чество России того времени. Вначале Хлес-
таков не понимает, за кого его принимают,
и наслаждается «приятностью» своего нового
положения. Он сочиняет небылицы 'о своем
высоком положении в Петербурге, что назы-
вается, пускает пыль в глаза. Причем, как
пишет Гоголь, Хлестаков «не лгун по ремес-
лу; он сам позабывает, что лжет, и уж сам
почти верит тому, что говорит». Именно Хле-
стаков — идеал человека в своем общест-
ве — стал самым ярким образом чиновника
того времени, символом эпохи.
Все созданные Гоголем в комедии «Реви-
зор» образы чиновников воплощают типич-
ные черты, характерные для государствен-
ных служащих николаевской России. Поми-
мо пошлости и двуличия, они отличаются
крайне низкой образованностью — Хлеста-
ков выдает себя за писателя, создавшего ро-
ман «Московский телеграф». На самом деле
так назывался известный общественно-лите-
ратурный журнал. Но столь очевидная неле-
пость осталась незамеченной в среде уезд-
ного чиновничества. Объединяют основных
персонажей комедии и их занятия — попой-
382
ки, картежные игры и сплетни. К тому же, как
видим, никого из них нельзя назвать честным
человеком, который трудится на благо своей
родины, что, собственно, и является целью
государственной службы.
Сатира Николая Васильевича Гоголя на-
правлена на то, чтобы показать истинное лицо
чиновничьей России и тем самым попытаться
что-либо изменить. Сам Гоголь говорил о ко-
медии «Ревизор» как о произведении, «замы-
шленном с целью произвести доброе влияние
на общество». Мне кажется, что писателю это
удалось. Комедия сразу же стала одним из са-
мых популярных произведений своего време-
ни, что говорит о близости к жизни описанных
в ней событий и реалистичности персонажей.