САТИРИЧЕСКИЕ МОТИВЫ
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н. В. ГОГОЛЯ
В 1852 году, после смерти Н. В. Гоголя,
Н. А. Некрасов написал прекрасное стихотво-
рение. В нем есть строки, которые могут по-
служить эпиграфом ко всему творчеству Го-
голя: «Питая ненавистью грудь, уста воору-
жив сатирой, проходит он тернистый путь
с своей карающею лирой». В этих строках,
кажется, дано точное определение сатиры
Гоголя. Ведь сатира — это злое, саркастиче-
ское высмеивание не просто общечеловечес-
ких недостатков, но и социальных пороков.
Это смех не всегда добрый, часто — «сквозь
невидимые миру слезы», потому что (а так
считал Гоголь) именно сатирическое осмеяние
отрицательного в нашей жизни может слу-
жить к его исправлению. Смех — это оружие,
острое, боевое, при помощи которого писа-
тель всю жизнь боролся с «мерзостями рус-
ской действительности».
Великий сатирик начал свой творческий
путь с описания быта, нравов и обычаев ми-
лой его сердцу Украины, постепенно перехо-
дя к описанию всей огромной Руси. Ничего не
ускользнуло от внимательного глаза художни-
ка: ни пошлость и тунеядство помещиков, ни
подлость и ничтожество обывателей. «Мирго-
род», «Арабески», «Ревизор», «Женитьба»,
13 Зак. 269 385
«Нос», «Мертвые души» — все эти произве-
дения являются едкой сатирой на существу-
ющую действительность. Гоголь стал первым
из русских писателей, в творчестве которых
получили ярчайшее отражение отрицатель-
ные явления жизни. Белинский называл Го-
голя главой новой реалистической школы. По
его словам, со временем выхода в свет «Мир-
города» и «Ревизора» русская литература при-
няла совершенно новое направление. Критик
считал, что «совершенная истина жизни в
повестях Гоголя тесно соединяется с просто-
той смысла. Он не льстит жизни, но не кле-
вещет на нее; он рад выставить наружу все,
что есть в ней прекрасного, человеческого, и
в то же время не скрывает нимало и ее безо-
бразия».
Зная о трудном, суровом поприще писа-
теля-сатирика, Гоголь все же не отрекся от
него и стал им, взяв девизом своего творче-
ства следующие слова: «Кто же, как не ав-
тор, должен сказать святую правду!». Толь-
ко истинный сын родины мог в условиях ни-
колаевской России осмелиться вынести на
свет горькую правду, чтобы содействовать
своим творчеством расшатыванию феодаль-
но-крепостнического строя, тем самым спо-
собствуя движению России вперед.
В «Ревизоре» Гоголь «собрал в одну кучу
все дурное в России», вывел целую галерею
взяточников, казнокрадов, невежд, глупцов,
врунов и т. п. Здесь все смешно: сам сюжет,
когда первое лицо города принимает за реви-
зора из столицы пустомелю, человека «с не-
обыкновенной легкостью в мыслях», преоб-
ражение Хлестакова из трусливого «елист-
ратишки» в «генерала» (ведь окружающие
принимают его именно за генерала), сцена
вранья Хлестакова, сцена признания в люб-
ви сразу двум дамам и, конечно же, развяз-
ка и немая сцена комедии.
Гоголь не вЫвел в своей комедии «поло-
жительного героя». Положительным началом
в «Ревизоре», в котором воплотился высокий
нравственный и общественный идеал писа-
теля, лежащий в основе его сатиры, стал
«смех», единственное «честное лицо» в коме-
дии. Это был смех, писал Гоголь, «который
весь излетает из светлой природы человека...
потому что на дне ее заключен вечно бьющий
родник его, который углубляет предмет, за-
ставляет выступить ярко то, что проскольз
нуло бы, без проницаемой силы которого ме
лочь и пустота жизни не испугали бы так че
ловека».
Сатирически изображая дворянство и чи
новничье общество, никчемность их сущест
вования, паразитизм, эксплуатацию народе
Гоголь продолжает бесконечно любить род
ную страну и свой народ. Злая сатира слу
жит именно этой великой любви. Порица.
все дурное в общественном и государствен
ном строе России, автор прославляет ее на
род, силы которого не находят выхода в кре
постной Руси. С глубокой любовью пише1
Гоголь о народе. Здесь уже нет обличающе]
сатиры, только проскальзывает грусть о не
которых сторонах жизни, порожденных кре
постничеством. Писателю присущ оптимизм
он глубоко верит в светлое будущее России
В заключение хотелось привести такж>
строки Некрасова:
Со всех сторон его клянут,
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он, ненавидя.