ГРУППОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЧИНОВНИКОВ
(по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Николай Васильевич Гоголь дал в комедии
«Ревизор» широкую картину чиновничье-бю-
рократического правления в России в 30-х го-
дах XIX века. В комедии высмеяна и бытовая
сторона жизни обитателей небольшого уезд-
ного города: ничтожность интересов, лицеме-
рие и ложь, чванство и полное отсутствие че-
ловеческого достоинства, суеверие и сплетни.
Это раскрыто в образах помещиков Бобчин-
ского и Добчинского, жены и дочери городни-
чего, купцов и мещанок. Но более всего ха-
рактеризуют быт и нравы этого города его
чиновники.
Описывая чиновников, Н. В, Гоголь пока-
зал массовые злоупотребления властью, каз-
нокрадство и взяточничество, произвол и пре-
небрежительное отношение к простым людям.
Все эти явления были характерными, укоре-
нившимися чертами чиновничества николаев-
ской России. Именно такими предстают перед
нами государственные служащие в комедии
«Ревизор».
Во главе всех стоит городничий. Мы ви-
дим, что он неглуп: более здраво, чем его
сослуживцы, судит о причинах присылки к
ним ревизора. Умудренный жизненным и
служебным опытом, он «обманывал мошен-
ников над мошенниками». Городничий —
убежденный взяточник: «Это уж так самим
Богом устроено, и волтерианцы напрасно
против этого говорят». Он постоянно присва-
ивает себе казенные деньги. Цель стремле-
ний этого чиновника — «со временем... влезть
в генералы». А в общении с подчиненными он
груб и деспотичен. «Что, самоварники, ар-
шинники...», — обращается он к ним. Совсем
по-другому этот человек говорит с начальст-
вом: заискивающе, почтительно. На примере
городничего Гоголь показывает нам такие ти-
пичные черты российского чиновничества,
как взяточничество, чинопочитание.
Групповой портрет типичного николаев-
ского чиновника хорошо дополняет судья
Ляпкин-Тяпкин. Уже одна его фамилия гово-
рит об отношении этого чиновника к своей
службе. Именно такие люди и исповедуют
принцип «закон, что дышло». Ляпкин-Тяп-
кин — представитель выборной власти («из-
бран судьей по воле дворянства»). Поэтому он
держится свободно даже с городничим, позво-
ляет себе оспаривать его. Поскольку этот че-
ловек прочел за свою жизнь 5—6 книг, он
считается «вольнодумцем и образованным».
Эта деталь подчеркивает невежество чинов-
ников, их низкий уровень образования.
Еще мы узнаем про Ляпкина-Тяпкина,
что он увлекается охотой, поэтому взятки бе-
рет борзыми щенками. Делами же он совсем
не занимается, и в суде царит -беспорядок.
391
О полном равнодушии к государственной
службе состоящих на ней людей говорит в ко-
медии и образ попечителя богоугодных заве-
дений Земляники, «человека толстого, но плу-
та тонкого». В подведомственной ему больни-
це больные мрут как мухи, врач «по-русски
ни слова не знает». Земляника же тем време-
нем рассуждает: «Человек простой; если ум-
рет, то и так умрет; если выздоровеет, то и
так выздоровеет». Как типичному представи-
телю чиновничества, ему также свойственно
низкопоклонство перед вышестоящими и го-
товность донести на своих сослуживцев, что
он и делает, когда приезжает Хлестаков.
Трепет перед начальством испытывает
и смотритель уездных училищ Лука Лукич
Хлопов, до смерти запуганный человек. «За-
говори со мной одним чином кто-нибудь по-
выше, у меня просто и души нет, и язык как
в грязь завязнул», — говорит он. А почтмей-
стер Шпекин не нашел себе лучшего заня-
тия, как вскрывать письма. Об ограниченно-
сти этого «простодушного до наивности» че-
ловека говорит то, что именно из чужих
писем он черпает свои познания о жизни.
Наверное, групповой портрет российского
чиновничества 30-х годов XIX века не был бы
полным без такого яркого персонажа коме-
дии, как Хлестаков, которого принимают за
тайного ревизора. Как пишет Гоголь, это
«один из тех людей, которых в канцеляриях
называют пустейшими. Говорит и действует
безо всякого соображения». Значимость в ко-
медии образа Хлестакова еще и в том, что он
не принадлежит к кругу провинциального
чиновничества. Но, как мы видим, петер-
бургский служащий по уровню своей образо-
ванности, нравственным качествам ничуть не
выше остальных персонажей комедии. Это
говорит об обобщающем характере изобра-
женных в комедии чиновников — таковы они
по всей России.
Наверняка почти каждый из них, подобно
Хлестакову, стремится «сыграть роль хоть
одним вершком повыше той, которая ему на-
значена». И при этом «лжет с чувством» и
«в глазах его выражается наслаждение, по-
лученное им от этого». Испытываемый же
чиновниками города всеобщий страх, на ко-
тором и держится действие в комедии, не
позволяет городничему и его подчиненным
увидеть, кто же Хлестаков на самом деле.
Поэтому они и верят в его вранье.
Все эти персонажи комедии создают
обобщенный облик чиновничества, управляв-
шего Россией в те годы. Правдивое их изоб-
ражение Николаем Васильевичем Гоголем
позволило сказать В. Г, Белинскому, что чи-
новничество — это «корпорация разных слу-
жебных воров и грабителей».