ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА
И КОМПОЗИЦИИ ПОЭМЫ
Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ».
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ОСОБЕННОСТИ ПОЭМЫ
С самого начала писательской деятельно-
сти Гоголь мечтал написать произведение, в
«котором бы явилась вся Русь». Это должно
было быть грандиозное описание быта и нра-
вов России первой трети XIX века. Таким
произведением стала поэма «Мертвые ду-
395
ши», написанная в 1842 году. Первое издание
книги называлось «Похождения Чичикова,
или Мертвые души». Такое название снижа-
ло истинное значение произведения, перево-
дило его в область авантюрного романа. Го-
голь пошел на это по цензурным соображе-
ниям, желая издать поэму.
Почему же Гоголь назвал свое произведе-
ние поэмой? Определение жанра стало ясно
писателю только в последний момент, — ра-
ботая над рукописью, он говорит то о поэме,
то о романе.
Чтобы понять особенности жанра поэмы
«Мертвые души», можно сопоставить это про-
изведение с «Божественной комедией» Дан-
те, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние
чувствуется в поэме Гоголя. «Божественная
комедия» состоит из трех частей. В первой
части к Данте является тень древнеримского
поэта Вергилия, которая сопровождает лири-
ческого героя в ад; они проходят все круги,
перед их взором предстает целая галерея
грешников. Фантастичность сюжета не ме-
шает Данте раскрыть тему своей родины —
Италии. По сути, Гоголь задумал показать те
же круги ада, но ада России. Недаром назва-
ние поэмы «Мертвые души» идейно перекли-
кается с названием первой части поэмы Дан-
те «Божественная комедия», которая называ-
ется «Ад».
Гоголь, наряду с сатирическим отрицани-
ем, вводит элемент воспевающий, созида-
тельный — образ России. С этим образом
связано «высокое лирическое движение», ко-
торое в поэме по временам подменяет коми-
ческое повествование.
Значительное место в поэме «Мертвые
души» занимают лирические отступления и
вставные эпизоды, что характерно для этого
литературного жанра. В них Гоголь касается
самых острых российских общественных во-
просов. Мысли автора о высоком назначении
человека, о судьбе Родины и народа здесь
противопоставлены мрачным картинам рус-
ской жизни.
Итак, отправимся за героем поэмы «Мерт-
вые души» Чичиковым в город NN. С первых
же страниц произведения мы ощущаем увле-
кательность сюжета, так как читатель не мо-
жет предположить, что после встречи Чичи-
кова с Маниловым будут встречи с Собакеви-
чем, Ноздревым. Читатель не может дога-
даться и о том, что случится в конце поэмы,
потому что все ее персонажи выведены по
принципу градации: один хуже другого.
Например, Манилова, если рассматривать
его как отдельный образ, нельзя восприни-
мать в качестве положительного героя (на
столе у него лежит книга, открытая на одной
и той же странице, а его вежливость при-
творна: «Позвольте этого вам не позволить»),
но по сравнению с Плюшкиным Манилов во
многом даже выигрывает. Однако в центр
внимания Гоголь поставил Коробочку, так
как она является своеобразным единым на-
чалом всех персонажей. По мысли Гоголя,
это символ «человека-коробочки», в котором
заложена идея неуемной жажды накопи-
тельства.
Тема разоблачения чиновничества прохо-
дит через все творчество Гоголя: она свойст-
венна и сборнику «Миргород», и комедии
«Ревизор». В поэме «Мертвые души» она пе-
реплетается с темой крепостничества.
Особое место в поэме занимает «Повесть
о капитане Копейкине». Она сюжетно не
связана с поэмой, но имеет большое значе-'
ние для раскрытия идейного содержания
произведения. Форма сказа придает повести
жизненный характер: она обличает недо-
статки общественной жизни России на всех
уровнях..
Миру «мертвых душ» в поэме противо-
поставлен лирический образ народной Рос-
сии, о которой Гоголь пишет с любовью и
восхищением. За страшным миром помещи-
ков и чиновников писатель чувствовал душу
русского народа, которую воплотил в образе
быстро несущейся вперед тройки, собрав-
шей в себе силы России: «Не так ли и ты,
Русь, что бойкая, необгонимая тройка не-
сешься?».
Итак, мы знаем, что Гоголь в своем про-
изведении изображает социальные болезни
общества. Следует остановиться на том, как
удается это сделать писателю. Во-первых,
Гоголь пользуется приемами социальной ти-
пизации. В изображении галереи помещи-
ков умело сочетает общее и индивидуальное.
Практически все его персонажи статичны, их
развитие не показано (это не .относится к
Плюшкину и Чичикову), мы почти ничего
396
не знаем об их прошлом. Этот прием под-
черкивает еще раз, что маниловы, коробоч-
ки, собакевичи, Плюшкины и есть мертвые
души.
Для описания героев Гоголь использует
свой излюбленный прием — характеристику
персонажа через деталь. Его можно назвать
«гением детализации»: так точно детали от-
ражают характер и внутренний мир персона-
жей. Чего стоит, например, описание дома
Манилова! Когда Чичиков въезжал в имение
Манилова, он обратил внимание на заросший
английский пруд, на покосившуюся беседку,
на запустение, на обои в комнате Манило-
ва — то ли серые, то ли голубые, на обтяну-
тые рогожей два стула, до которых так и не
доходят руки хозяина. Эти и другие детали
подводят нас к главному выводу, сделанному
самим автором: «Ни то ни се, а черт знает
что такое!».
Вспомним Плюшкина, эту «прореху на че-
ловечестве», который потерял даже пол свой.
Он выходит к Чичикову в засаленном халате,
с немыслимым платком на голове. Везде ца-
рят грязь, неустройство. Плюшкин олицетво-
ряет крайнюю степень деградации, что пере-
дается через детали, через те мелочи жиз-
ни, которыми так восхищался А.С.Пушкин:
«Еще ни у одного писателя не было этого
дара выставлять так ярко пошлость жизни,
уметь очертить в такой силе пошлость пош-
лого человека, чтобы вся та мелочь, которая
ускользает из глаз, мелькнула бы крупно в
глаза всем».
И все-таки главная тема поэмы — это
судьба России: ее прошлое, настоящее и бу-
дущее. В первом томе Гоголь уделяет боль-
ше внимания прошлому родины. Задуман-
ные им второй и третий тома должны были
повествовать о настоящем и будущем Рос-
сии. Этот замысел можно было бы сравнить
со второй и третьей частями «Божественной
комедии» Данте: «Чистилище» и «Рай». Од-
нако этим замыслам не суждено было
сбыться: второй том оказался неудачным по
идее, а третий так и не был написан. Поэто-
му поездка Чичикова и осталась поездкой в
неизвестность. Гоголь не делает четких вы-
водов, задумываясь о будущем России: «Русь,
куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает
ответа...».