ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ
Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
(вариант 1)
Замысел «Мертвых душ» возник и сло-
жился в творческом сознании Гоголя под не-
посредственным влиянием Пушкина. Пуш-
кин, прочитав рукопись, произнес голосом,
полным тоски: «Боже, как грустна наша Рос-
сия!». В 1842 году поэма была опубликована,
несмотря на цензурный запрет. Помог напе-
чатать ее Белинский. Ее появление оказа-
лось большим событием в русской общест-
венной и литературной жизни. Герцен отме-
тил, что «Мертвые души» потрясли всю
Россию. Выход поэмы вызвал еще большую
бурю, чем появление комедии «Ревизор».
Крепостники-дворяне, узнавшие себя в обра-
зах нового произведения Гоголя, реакцион-
ная критика злобно осудили и автора, и по-
эму, обвиняя Гоголя в том, что он не любит
Россию, что это насмешка над русским об-
ществом.
Прогрессивный лагерь, и среди них Белин-
ский, считал, что сатира Гоголя — это сатира
горячего патриота, который пламенно любит
свой народ, Гоголь был твердо уверен в вели-
ком будущем страны, он понимал, что в наро-
де скрыты огромные возможности и силы,
способные изменить облик России. Именно
глубокая любовь к России, чувство тревоги за
судьбы своего народа питали беспощадную са-
тиру Гоголя, изображавшую дворянско-кре-
постнический мир. Гоголь писал в своем днев-
нике: «Бывает время, когда нельзя устремить
общество или даже все поколение к прекрас-
ному, пока не покажешь всю глубину его на-
стоящей мерзости».
Портретная галерея «Мертвых душ» от-
крывается Маниловым. По натуре он обходи-
телен, добр, вежлив, но все это приняло у не-
го смешные, уродливые формы. Он никому и
ничем не доставил пользы, потому что жизнь
400
его занята пустяками. Слово «маниловщина»
стало нарицательным. Прекраснодушие —
самая отличительная черта Манилова. От-
ношения между людьми ему представля-
лись всегда праздничными, без столкнове-
ний и противоречий. Жизни он совершенно
не знал, реальность у него подменялась пу-
стой фантазией, и поэтому он на все смотрел
сквозь «розовые очки». Это единственный
помещик, который подарил мертвые души
Чичикову.
Следом за Маниловым Гоголь показыва-
ет Коробочку, одну из «тех матушек, не-
больших помещиц, которые плачутся на не-
урожаи, убытки и держат голову несколько
набок, а между тем набирают понемногу
деньжонок в пестрядевые мешочки, разме-
щенные по ящикам комодов». Коробочка не
имеет претензий на высокую культуру, как
Манилов, она не предается пустым мечтам,
все ее мысли и желания вертятся вокруг хо-
зяйства. Крепостные крестьяне для нее, как
и для всех помещиков, — товар. Поэтому
Коробочка не видит разницы между душами
живыми и мертвыми. Коробочка говорит
Чичикову: «Право, отец мой, никогда еще не
случалось продавать мне покойников». Чи-
чиков называет Коробочку «дубинноголовой».
Это меткое определение вполне соответст-
вует психологии помещицы, характерной
представительницы дворянского крепостни-
ческого общества.
Типичен образ Ноздрева. Это человек «на
все руки». Его увлекает пьяный разгул, буй-
ное веселье, карточная игра. В присутствии
Ноздрева ни одно общество не обходилось без
скандальных историй, поэтому автор ирони-
чески называет Ноздрева «историческим че-
ловеком». Болтовня, хвастовство, вранье —
самые типичные его черты. По оценке Чичи-
кова, Ноздрев — «человек-дрянь». Он держит
себя развязно, нагло и имеет «страстишку на-
гадить ближнему».
Собакевич, в отличие от Манилова и Но-
здрева, связан с хозяйственной деятельнос-
тью. Он кулак и хитрый пройдоха. Гоголь
беспощадно разоблачает жадного накопите-
ля, которого «омедведила» система крепост-
ного права. Интересы Собакевича ограни-
чены. Его цель жизни — это материальное
обогащение и вкусная еда. Мебель в доме Со-
бакевича; стол, кресла, стулья — напомина-
ли самого хозяина. Через внешность, через
сравнение с предметами домашнего обихода
Гоголь достигает огромной яркости и выра-
зительности в описании характерных черт
героя.
Галерею «мертвых душ» завершает Плюш-
кин, в котором мелочность, ничтожность
и пошлость достигают предельного выраже-
ния. Скупость и страсть к накопительству
лишили Плюшкина человеческих чувств и
привели его к чудовищному уродству. В лю-
дях он видел только расхитителей его иму-
щества. Сам Плюшкин отказался от общест-
ва, никуда не ходил и в гости к себе никого
не приглашал. Он выгнал дочь и проклял
сына. У него люди умирали как мухи, многие
его крепостные числились в бегах. Плюшкин
всех своих крестьян считал тунеядцами и
ворами. В , главе о Плюшкине шире, чем в
других, затрагивается крестьянский вопрос.
Уже внешний вид деревни говорит о тяже-
лой и беспросветной доле крепостных, об
их полном разорении. Глубокий упадок
всего крепостнического уклада жизни Рос-
сии наиболее реально отразился в образе
Плюшкина.
Образы Гоголя отличаются глубокой ти-
пизацией и- являются правдивым обобще-
нием общественных порядков. Писатель
сам великолепно чувствовал общечеловече-
скую широту созданных им типов. Гоголь
писал: «Ноздрев долго не выведется из ми-
ра. Он везде между нами и, может быть,
только ходит в другом кафтане». Гоголь на-
рисовал в своей поэме мрачную и страшную
картину крепостного общества, которое не
способно к руководству национальной жиз-
нью, общества, лишенного элементарного
представления о честности и долге, опусто-
шенного и духовно мертвого. Вся передо-
вая, мыслящая Россия, читая поэму, по-
нимала ее название так, как понял Гер-
цен: «"Мертвые души" — это ужас и позор
России»,
Высокую оценку Гоголю дали его совре-
менники. Позднее Чернышевский писал:
«Давно уже не было в мире писателя, кото-
рый был бы так важен для своего народа,
как Гоголь для России».