САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ
ПОМЕЩИКОВ
(по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
На сюжет, подсказанный Пушкиным, Го-
голь пишет произведение, где, по его словам,
«было бы уже не одно то, над чем следует сме-
яться». Вскоре Гоголь понимает, что вещь,
им создаваемая, не подходит ни под одно опре-
деление литературного жанра. Следуя при-
меру Пушкина: роман, но не в прозе, Гоголь
окрестил «Мертвые души» поэмой, но не в сти-
хах. Цензура запретила даже название —
мертвых душ быть не может! А в поэме это
понятие то и дело меняет свой смысл: то оз-
начает умерших фактически, но еще юриди-
чески числящихся в ревизских списках кре-
стьян, то духовно омертвевших помещиков
и чиновников. В 1842 году поэма была все-
таки опубликована, несмотря на запрет. По
словам Герцена, "Мертвые души" потрясли
всю Россию».
Выход поэмы вызвал еще большую бурю,
чем появление комедии «Ревизор». Крепост-
ники-дворяне, узнавшие себя в персонажах
нового произведения Гоголя, реакционная кри-
тика злобно осудили и автора, и поэму, обви-
няя Гоголя в том, что он не любит Россию,
что это насмешка над русским обществом.
Прогрессивный лагерь, и среди них Белин-
ский, считал, что сатира Гоголя — это сати-
ра горячего патриота, который пламенно лю-
бит свой народ.
Гоголь был твердо уверен в великом бу-
дущем страны, он понимал, что в народе
скрыты огромные возможности и силы, спо-
собные изменить облик России. Именно глу-
бокая любовь к России, чувстйо тревоги за
судьбы своего народа питали беспощадную
сатиру Гоголя в изображении дворянско-
крепостнического мира. Гоголь писал в своем
дневнике: «Бывает время, когда нельзя уст-
ремить общество или даже все поколение к
прекрасному, пока не покажешь всю глубину
его настоящей мерзости».
Портретная галерея «Мертвых душ» от-
крывается Маниловым. По натуре Манилов
обходителен, добр, вежлив, но все это приня-
ло у него смешные, уродливые формы. Он
никому и ничем не доставил пользы, потому
что жизнь его занята пустяками. Слово «ма-
ниловщина» стало нарицательным. Пре-
краснодушие — самая отличительная черта
Манилова. Отношения между людьми ему
представлялись всегда праздничными, без
столкновений и противоречий. Жизни он со-
вершенно не знал, реальность у него подме-
нялась пустой фантазией, и поэтому он на все
смотрит сквозь «розовые очки». Это единст-
венный помещик, который подарил «мертвых
душ» Чичикову.
Следом за Маниловым Гоголь показывает
Коробочку, одну из «тех матушек, небольших
помещиц, которые плачутся на неурожаи
и убытки... а между тем набирают понемногу
деньжонок в... мешочки, размещенные по
ящикам комодов». Коробочка не претендует
на высокую культуру, как Манилов, она не
предается пустому фантазированию, все ее
мысли и желания вертятся вокруг хозяйства.
408
Крепостные крестьяне для нее, как и для
всех помещиков, — товар. Поэтому Коробоч-
ка не видит разницы между душами живыми
и мертвыми. Коробочка говорит Чичикову:
«Право, отец мой, никогда еще не случалось
мне продавать покойников». Чичиков назы-
вает Коробочку «дубинноголовой». Это опре-
деление вполне раскрывает психологию по-
мещицы, типичной представительницы дво-
рянского крепостнического общества.
Типичен образ Ноздрева. Это человек «на
все руки». Его увлекает пьяный разгул, буй-
ное веселье, карточная игра. В присутствии
Ноздрева ни одно общество не обходилось без
скандальных историй, поэтому автор ирони-
чески называет Ноздрева «историческим че-
ловеком». Болтовня, хвастовство, вранье —
самые типичные черты Ноздрева. По оценке
Чичикова, Ноздрев — «человек-дрянь». Он
держит себя развязно, нагло и имеет «страс-
тишку нагадить ближнему».
Собакевич, в отличие от Манилова и Нозд-
рева, связан с хозяйственной деятельностью.
Собакевич — кулак и хитрый пройдоха. Гоголь
беспощадно разоблачает жадного накопителя,
которого «омедведила» система крепостного
права. Интересы Собакевича ограниченны. Его
цель жизни — это материальное обогащение
и вкусная еда. Мебель в доме Собакевича:
стол, кресла, стулья — напоминали самого хо-
зяина. Через внешность, через сравнение с
предметами домашнего обихода Гоголь дости-
гает огромной яркости и выразительности в
описании характерных черт героя.
Галерею «мертвых душ» завершает Плюш-
кин, в котором мелочность, ничтожность и по-
шлость достигают предельного выражения.
Скупость и страсть к накопительству лишили
Плюшкина человеческих чувств и привели его
к чудовищному уродству. В людях он видел
только расхитителей его имущества. Сам
Плюшкин отказался от общества, никуда не
ходил и в гости к себе никого не приглашал.
Он выгнал дочь и проклял сына. У него люди
умирали как мухи, многие его крепостные чис-
лились в бегах. Плюшкин всех своих крестьян
считал тунеядцами и ворами! В главе о Плюш-
кине шире, чем в других, затрагивается крес-
тьянский вопрос.
Уже внешний вид деревни говорит о тяже-
лой и беспросветной доле крепостных, об их
полном разорении. Упадок всего крепостниче-
ского уклада жизни России наиболее реально
отразился в образе Плюшкина.
Образы, созданные Гоголем, отличаются
глубокой типизацией и являются правдивым
обобщением общественных порядков. Писа-
тель сам глубоко и великолепно чувствовал
общечеловеческую широту созданных им ти-
пов. Гоголь писал: «Ноздрев долго не выве-
дется из мира. Он везде между нами и, мо-
жет быть, только ходит в другом кафтане».
Гоголь нарисовал в своей поэме мрачную и
страшную картину крепостного общества,
которое не способно к руководству нацио-
нальной жизнью, общества, лишенного эле-
ментарного представления о честности и об-
щественном долге, опустошенного и духов-
но мертвого.
Вся передовая, мыслящая Россия, читая
поэму, понимала ее название так, как понял
Герцен: «"Мертвые души" — это ужас и по-
зор России». Высокую оценку Гоголю дали
его современники. Позднее Чернышевский
писал: «Давно уже не было в мире писателя,
который был бы так важен для своего наро-
да, как Гоголь для России».
Сейчас нет помещиков, но черты характе-
ра, которые так ярко запечатлел Гоголь в по-
эме «Мертвые души», остались, рассыпавшись
в бессчетных количествах пороков огромной
части общества. Жириновский напоминает
Ноздрева, поэтому его можно назвать «исто-
рической личностью». Коробочки встречаются
почти на каждом шагу. Выживших из ума
Плюшкиных редко, но все-таки можно встре-
тить. Одним только маниловым в нашем жес-
током веке нечего делать: попусту мечтать —
это слишком большая роскошь.
Гоголь бессмертен, и это ясно каждому,
кто хорошо изучил русскую литературу де-
вятнадцатого века. Главное свойство гоголев-
ского дара особенно отчетливо проявилось в
обрисовке характеров помещиков. Умение
очертить двумя-тремя чертами «пошлость
пошлого» человека позднее использовал Че-
хов. Социальная почва, на которой процветали
маниловы, собакевичи, ноздревы, давно раз-
рушена. А зло бюрократизма, накопительст-
ва, лицемерия по-прежнему в человечестве
неистребимо. Разящая сатира Гоголя необхо-
дима и нашему времени.
409
Важно, может быть, и другое. В произве-
дении — пугающая картина разобщенности
людей, их отчуждения от подлинного смысла
жизни. Человек потерял человеческое лицо.
А это уже не смешно, а страшно. «Мертвые
души» помещиков окончательно утратили
способность по-настоящему видеть, слышать,
думать. Их поведение механическое, задан-
ное раз и навсегда, подчинено единственной
цели — приобретать, чтобы «спать» наяву.
Это духовная смерть! Страстное желание Го-
голя пробудить сонное человеческое созна-
ние созвучно любой эпохе застоя.
«Мертвые души» — произведение нова-
торское, смело развивающее традиции рус-
ской литературы. Все свои помыслы писа-
тель отдавал народу, он видел возрождение
России в уничтожении праздной касты ту-
неядцев, имя которым — дворяне-крепост-
ники. В этом величие литературного подви-
га Гоголя.