«многоликость»
ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧИЧИКОВА
Николай Васильевич Гоголь принадлежит
к числу величайших деятелей русской клас-
сической литературы. Вершиной творчества
писателя является поэма «Мертвые ду-
ши» — одно из выдающихся произведений
мировой литературы; по определению Бе-
линского, «творение, выхваченное из тайни-
ка народной жизни».. В поэме нашли свое
выражение все основные особенности талан-
та автора.
Чичиков — центральный герой поэмы,
вокруг него происходит все действие, с ним
связаны все персонажи. Сам Гоголь писал:
«Ибо что ни говори, не приди в голову Чичи-
кову эта мысль (о покупке мертвых душ),
не явилась бы на свет сия поэма». В своем
произведении писатель типизирует образы
русских помещиков, чиновников и крестьян.
Единственный человек, явно выделяющийся
из общей картины российской жизни, — это
главный герой поэмы. Раскрывая его образ,
автор повествует о его происхождении и
формировании его характера. Чичиков —
персонаж, история жизни которого дается во
всех деталях. Из одиннадцатой главы мы уз-
наем, что Павлуша принадлежал к бедной
дворянской семье. Отец главного героя оста-
вил ему в наследство полтину меди да завет
старательно учиться, угождать учителям и
начальникам и, самое главное, — беречь и
копить копейку. В отличие от пушкинского
Гринева, Чичиков быстро понял, что все вы-
сокие понятия только мешают достижению
заветной цели. Вот почему Павлуша пробива-
ет себе дорогу в жизни собственными усилия-
ми, не опираясь ни на чье покровительство.
Благополучие свое он строит за счет других
людей: оскорбление, обман, взяточничество,
казнокрадство, махинации на таможне —
орудия главного героя. Никакие неудачи не
могут сломить его жажду наживы. И всякий
раз, совершая неблаговидные поступки, он
легко находит себе оправдания.
Каждая глава расширяет наше представ-
ление о возможностях Чичикова и приводит
к мысли о поразительной его изменчивости:
с Маниловым он приторно-любезен, с Коро-
420
бочкой — мелочно-настойчив и груб, с Ноз-
древым — напорист и трусоват, с Собакеви-
чем торгуется коварно и неотступно, Плюш-
кина покоряет своим «великодушием».
В чем же секрет? Может быть, главный ге-
рой — великолепный актер или дальновид-
ный психолог? Пожалуй, нет. Он обманулся
в Ноздреве и не смог сыграть любезную ему
роль, разбудил скупую подозрительность
Коробочки, спровоцировал ревность губерн-
ских дам.
Обратим особое внимание на те момен-
ты поэмы, где Чичикову нет необходимости
маскироваться и изменять себя ради при-
способления, где он остается наедине с са-
мим собой. При осмотре города NN наш ге-
рой «оторвал прибитую к столбу афишу,
с тем чтобы, пришедши домой, прочитать ее
хорошенько», а прочитав, «свернул опрятно
и положил в свой ларчик, куда имел обык-
новение складывать все, что ни попадалось».
Это собирание ненужных вещей, тщатель-
ное хранение' хлама напоминает привычки
Плюшкина.
С Маниловым Чичикова сближает нео-
пределенность, из-за которой все предполо-
жения на его счет оказываются одинаково
возможными. Ноздрев замечает, что глав-
ный герой похож на Собакевича: «...Никако-
го прямодушия, ни искренности! Совершен-
ный Собакевич». А знаменитый ларчик! Все
в нем разложено с мелочной педантичнос-
тью, точь-в-точь как в комоде Настасьи Пет-
ровны. В характере Чичикова есть и мани-
ловская любовь к фразе, к «благородному»
жесту, и мелочная скаредность Коробочки,
и самовлюбленность Ноздрева, и грубая
прижимистость и холодный цинизм Собаке-
вича, и скопидомство Плюшкина. Чичикову
легко оказаться зеркалом любого из этих со-
беседников, потому что в нем есть все те ка-
чества, которые составляют основы их ха-
рактеров.
Чичиков отличается от своих двойников
в поместьях, он человек нового времени, де-
лец и приобретатель, и обладает всеми необ-
ходимыми качествами: «...и приятность
в оборотах и поступках, и бойкость в дело-
вых делах», но он тоже «мертвая душа», ибо
ему недоступна «блистающая радость» жиз-
ни. Наш герой усмиряет свою кровь, которая
«играла сильно», избавляется от человечес-
ких чувств почти совершенно. Идея успеха,
предприимчивость, практицизм заслоняют
в нем все человеческие побуждения. Прав-
да, Гоголь замечает, что в Чичикове нет ту-
пого автоматизма Плюшкина: «В нем не бы-
ло привязанности собственно к деньгам для
денег, им не владели скряжничество и ску-
пость. Нет, не они двигали им, — ему мере-
щилась впереди жизнь во всех довольствах...
'Чтобы наконец потом, со временем, вкусить
непременно все это, вот для чего береглась
копейка...».
«Самоотвержение», терпение и сила ха-
рактера главного героя позволяют ему по-
стоянно возрождаться и проявлять громад-
ную энергию для достижения поставленной
цели. Чичиков умеет приспосабливаться
к любому микромиру, даже внешний облик
героя таков, что подойдет к любой ситуа-
ции: «не красавец, но и не дурной наружно-
сти», «ни слишком толст, ни слишком то-
нок», «человек средних лет» — все в нем не-
определенно, ничто не выделяется. Как это
ни странно, наш герой — единственный пер-
сонаж, способный на проявление движений
души. «Видно, и Чичиковы на несколько
минут обращаются в поэтов», — говорит ав-
тор, наблюдая, как его герой останавливает-
ся, «будто оглушенный ударом», перед мо-
лоденькой шестнадцатилетней девушкой.
В конечном счете не сомнительные покуп-
ки, не подозрительная ловкость Чичикова,
а «человеческое» движение души стало
причиной краха его затеи. Так уж устроена
жизнь, говорит Гоголь, что именно душев-
ность, искренность, бескорыстие .— самые
опасные.
В финале поэмы автор намечает некото-
рые перспективы духовного возрождения
главного героя. Преодоление зла заключа-
ется, по мнению писателя, не в социальном
переустройстве, а в неисчерпаемом потен-
циале русского народа. К сожалению, вто-
рой том «Мертвых душ» был сожжен, а тре-
тий не написан, поэтому читатель не смог
увидеть, как Гоголь приводит Чичикова че-
рез житейскую грязь к нравственному воз-
рождению.