СОВРЕМЕННАЯ ГОГОЛЮ
ЧИНОВНИЧЬЯ РОССИЯ
(по поэме «Мертвые души»)
Николай Васильевич Гоголь не раз обра-
щался к теме чиновничьей России. Сатира
этого писателя затронула современных ему
чиновников в таких произведениях, как «Ре-
визор», «Шинель», «Записки сумасшедшего».
Эта тема нашла свое отражение и в поэме
Н. В. Гоголя «Мертвые души», где, начиная
с седьмой главы, чиновничество находится в
центре внимания. В отличие от детально об-
рисованных в этом произведении портретов
помещиков образы чиновников даны только
несколькими штрихами. Но они настолько
мастерские, что создают у читателя полное
представление о том, каким был российский
чиновник 30—40-х годов XIX столетия.
Это и губернатор, вышивающий по тюлю,
и прокурор с черными густыми бровями, и
почтмейстер, остряк и срилософ, и многие
другие. Созданные Гоголем портреты-миниа-
тюры хорошо запоминаются по характерным
деталям, которые дают полное представле-
ние о том или ином персонаже. Вот, например,
почему начальник губернии, человек, занима-
ющий очень ответственную государственную
должность, описан Гоголем как добряк, выши-
вающий по тюлю? У читателя напрашивается
мысль, что больше он ни на что не способен,
раз его характеризуют только с этой стороны.
Да и у занятого человека навряд ли найдется
время для такого занятия. То же можно ска-
зать и про его подчиненных.
А что мы знаем из поэмы о прокуроре?
То, что он, как человек праздный, верно, си-
дит дома. Так о нем отзывается Собакевич.
Один из самых значительных чинов города,
призванный следить за законностью, прокурор
не утруждал себя государственной службой.
Он занимался только подписыванием бумаг.
А все решения принимал за него стряпчий,
«первый хапуга в мире». Поэтому когда про-
курор умер, мало кто мог сказать, что было
выдающегося в этом человеке. Чичиков, на-
пример, подумал на похоронах, что единст-
венное, чем может запомниться прокурор, —
это густыми черными бровями. «...Зачем он
умер или зачем жил, один Бог ведает» —
этими словами Гоголь говорит о полной бес-
смысленности жизни прокурора.
А каким смыслом наполнена жизнь чи-
новника Ивана Антоновича Кувшинное ры-
ло? Набрать побольше взяток. Этот чиновник
вымогает их, пользуясь своим служебным
положением. Гоголь описывает, как Чичиков
положил перед Иваном Антоновичем «бу-
мажку», «которую тот совершенно не заме-
тил и накрыл тотчас книгою».
Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души» не'
только знакомит читателя с отдельными
представителями чиновничества, но и дает
их своеобразную классификацию. Он делит
их на три группы — низшие, тонкие и тол-
стые. Низшие представлены мелкими чинов-
никами (писари, секретари). Большинство из
них пьяницы. Тонкие — это средняя прослой-
ка чиновничества, а толстые — губернская
знать, которая умеет извлекать немалую поль-
зу из своего высокого положения.
Автор дает нам также представление об
образе жизни российских чиновников 30—
40-х годов девятнадцатого века. Гоголь срав-
нивает чиновников с эскадроном мух, нале-
тающих на лакомые кусочки рафинада. Их
занимают игра в карты, попойки, обеды, ужи-
ны, сплетни. В обществе этих людей процве-
тает «подлость, совершенно бескорыстная,
чистая подлость». Гоголь изображает это со-
словие как воров, взяточников и бездельников.
Вот почему они не могут уличить Чичикова
в его махинациях — они связаны круговой по-
рукой, у каждого, что называется, «рыльце
в пушку». А если они попытаются задержать
Чичикова .за мошенничество, все их грехи
вылезут наружу.
В «Повести о капитане Копейкине» Го-
голь завершает данный им в поэме коллек-
тивный портрет чиновника. Равнодушие, с
которым сталкивается герой войны инвалид
Копейкин, ужасает. И здесь уже речь идет
не о каких-нибудь мелких уездных чиновни-
ках. Гоголь показывает, как отчаявшийся ге-
430
рои, который пытается получить положен-
ную ему пенсию, доходит до самых высоких
инстанций. Но и там он не находит правды,
сталкиваясь с полным равнодушием высо-
копоставленного петербургского сановника.
Тем самым Николай Васильевич Гоголь дает
понять, что пороки поразили всю чиновни-
чью Россию — от маленького уездного город-
ка до столицы. Эти пороки и делают людей
«мертвыми душами».
Острая сатира автора не только выстав-
ляет напоказ чиновничьи грехи, но и пока-
зывает страшные социальные последствия
бездеятельности, равнодушия и жажды на-
живы.