ТЕМА РОДИНЫ И НАРОДА
В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ
«МЕРТВЫЕ ДУШИ»
(вариант 1)
Николай Васильевич Гоголь начал писать
поэму «Мертвые души» в 1835 году по на-
стойчивому совету Пушкина. После долгих
лет скитаний по Европе Гоголь обосновался
в Риме, где целиком посвятил себя работе
над поэмой. Ее создание он рассматривал как
исполнение клятвы, данной им Пушкину, как
осуществление писательского долга перед
Родиной. В 1841 году поэма была закончена,
но члены московского цензурного комитета,
которым он представил рукопись, пришли в
негодование от содержания произведения.
Поэма была запрещена. Это были тяжелые
для Гоголя дни. Он обратился за помощью к
Белинскому, тот сделал все возможное, чтобы,
минуя цензуру, напечатать поэму. Гоголь знал,
как отнесутся к его труду представители пра-
вящих сословий, но считал своим долгом перед
Россией и народом «показать, хотя с одного бо-
ку, всю Русь». Он писал: «Бывает время, когда
нельзя устремить общество или даже все поко-
ление к прекрасному, пока не покажешь всю
глубину его настоящей мерзости». Эта мысль
не покидала писателя-гражданина во время
всей его работы над поэмой.
Гениальное творение Гоголя потрясло всю
Россию. В «Мертвых душах» дана широкая
и правдивая картина русской жизни 20—
30-х годов XIX века. Губернский город, где
безраздельно властвует губернатор, чинов-
ники и купцы, помещичьи усадьбы, куда на-
ведывался Чичиков в поисках мертвых душ,
крепостная деревня, столица с ее министра-
ми и генералами — таков социальный фон
поэмы. Всем своим содержанием поэма отри-
цала безобразный, подлый мир «мертвых
душ» — жадных стяжателей, рабовладель-
цев и царских чиновников. Гоголь, как в зер-
кале, отразил всю омерзительную сущность
дворянско-бюрокр этического строя с его ди-
кими полицейскими порядками, моралью
крепостников и помещичьим произволом.
Миру «мертвых душ» противостоит в по-
эме лирический образ народной России, о ко-
торой Гоголь пишет с любовью и восхищени-
ем. Как только он переходит от помещиков
и чиновников, от болтунов и оскотинившихся
скопидомов к людям из народа, к .образам
и темам народной жизни, к мечте о будущем
России — резко меняется сам тон авторской
речи. В ней появляются и грустные разду-
мья, и мягкая шутка, и, наконец, неподдель-
ное лирическое одушевление. В поэме
«Мертвые души» Гоголь выступил как пат-
риот, в котором жила неотразимая вера в бу-
дущее, где не будет никаких Маниловых и
Ноздревых, Собакевичей и Чичиковых. Пи-
сатель выразил искреннюю надежду, что
Россия поднимется к величию и славе.
Образ народа проходит через все главы по-
эмы, в которых писатель срывает маски
с представителей паразитического дворянско-
го класса. Трагическая судьба закрепощенного
народа отражена в образах крепостных людей.
Гоголь говорит о то'м отупении и одичании, ко-
торое несет рабство человеку. В этом свете
и надо рассматривать образы дяди Митяя,
девчонки Пелагеи, не умевшей отличать, где
право, где лево, плюшкинских Прошку и Мав-
ру, забитых до крайней степени. Социальная
подавленность и приниженность отпечатались
на Селифане и Петрушке. Последний даже
имел благородное побуждение к чтению книг,
но его больше привлекало «не то, о чем читал
он, но больше самое чтение, или, лучше ска-
зать, процесс самого чтения, что вот-де из
букв вечно выходит какое-нибудь слово, кото-
рое иной раз черт знает что и значит».
431
За страшным миром помещичьей России
Гоголь чувствовал живую душу народа. В по-
эме с подъемом и восхищением говорится о
его удали, смелости, о любви к свободной жиз-
ни. В этом отношении глубокое значение име-
ют вложенные в уста Чичикова рассуждения
о крепостных и беглых крестьянах в седьмой
главе поэмы.
Образ Родины Гоголь изобразил бесприс-
трастно. Крепостное право тормозило разви-
тие России, Запущенные деревни, унылый
быт, крепостное право не увеличивали досто-
инства России, не возвеличивали ее, а тяну-
ли в прошлое. Гоголь в мечтах видел родину
другой. Образ птицы-тройки — это символ
могущества страны. Ей принадлежит главен-
ствующая роль в мировом развитии.
Белинский писал: «Гоголь первый взгля-
нул смело на русскую действительность». Что
же несут эти дворяне — хозяева жизни? Ни-
чего! О них не пожалеет Россия. Если бы у нас
не было таких выдающихся мастеров слова,
как Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь,
то что бы мы знали о русской действительно-
сти? Их гражданский подвиг состоял в том,
что они, любя Россию, не побоялись показать
«темные стороны» русского общества.
Вера в свой народ, в его грандиозные си-
лы, вера в Россию с ее неповторимостью и
самобытностью питали все творчество Гого-
ля. Чернышевский писал: «Давно уже в ми-
ре не было писателя, который был бы так ва-
жен для своего народа, как Гоголь важен для
России». Высоко оценил поэму Герцен. В про-
изведении видна прекрасная душа автора,
его бесконечная тоска по идеалу, грустная
прелесть воспоминаний о прошедшей жизни,
ощущение величия России.