АВТОРСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ
В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ
«МЕРТВЫЕ ДУШИ»
Н. В. Гоголь — великий писатель первой
половины XIX века. В своих произведениях
он затрагивал проблемы, актуальные в это
436
время. Своеобразие его творчества заключа-
ется в том, что он одним из первых показал
широчайшую картину чиновничьей России.
Гоголя очень волновало и тревожило буду-
щее своей Родины, и это ярко отразилось в
поэме «Мертвые души», в лирических от-
ступлениях писателя.
В произведении мы можем увидеть два ти-
па лирических отступлений: эпические, кото-
рые служат для раскрытия характеров и об-
разов, и лирические, отображающие пережи-
вания автора о судьбе России. В начале поэмы
Гоголь рассказывает читателю о толстых и то-
неньких чиновниках. Именно эти физические
качества, по мнению писателя, и являются
главными в человеке, определяющими его
судьбу и поведение. В городе NN было два ро-
да мужчин: толстые и тоненькие. Тоненькие
больше вились около дам и занимали не очень
важные места, по особенным поручениям, а
толстые — «были почетные чиновники в горо-
де!». Они занимали самые важные посты.
В этих отступлениях Николай Васильевич
отображает характеры помещиков.
Гоголь располагает главы по степени де-
градации человеческих качеств. Из поме-
щиков можно выделить злого крепостника
Плюшкина, которого Гоголь называет «про-
рехой на человечестве». Писатель, стремясь
донести до читателя всю боль и свои пережи-
вания о судьбе крепостного народа, показыва-
ет страшную картину в поместье Плюшкина.
Скупой хозяин совершенно не кормит своих
крестьян, говоря при этом, что у него «народ-
то прожорлив, от праздности завел привыч-
ку трескать», за последние три года у него
умерло восемьдесят человек, а семьдесят сбе-
жало, не вытерпело голода. Дворовые позд-
ней зимой бегают босиком, так как хозяин
имеет только одни сапоги для крестьян, ко-
торые надеваются, когда они входят в сени
дома. Описывая эту горестную картину, Го-
голь также хочет подчеркнуть и силу, му-
жество, где-то даже героизм простого рус-
ского народа.
Лирические отступления о Руси связыва-
ют вместе мотив дороги и образ русского на-
рода. Дорога — мотив, организующий весь
сюжет, и себя Гоголь видит в лирических от-
ступлениях как человека пути: «Прежде,
давно, в лета моей юности... мне было весело
подъезжать в первый раз к незнакомому ме-
сту... Теперь равнодушно подъезжаю ко вся-
кой незнакомой деревне и равнодушно гляжу
на ее пошлую наружность; моему охлажден-
ному взору неприютно; мне не смешно... и бе-
зучастное молчание хранят мои недвижные
уста. О моя юность! О моя совесть!».
Н. В. Гоголь много размышлял о судьбе
России, каждая строчка поэмы пропитана
любовью к стране, глубокими переживания-
ми. «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необ-
гонимая тройка несешься?.. Русь, куда же
несешься ты? дай ответ. Не дает ответа!»
В образе тройки воплотилась вся Россия, и
на вопрос: «Куда ж ты несешься?» — не да-
ет ответа. К сожалению, и сам писатель не
знает, куда она приедет, если править ей бу-
дут люди, подобные Чичикову, Манилову,
Плюшкину.