СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ДРАМЫ
А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»
После выхода из печати и постановки
драмы А. Н. Островского «Гроза» прогрессив-
но мыслящие современники увидели в ней
призыв к обновлению жизни, к свободе —
ведь пьеса была написана в 1860 году, когда
все ждали отмены в стране крепостного пра-
ва. В центре пьесы — общественно-полити-
ческий конфликт хозяев жизни, представи-
телей «темного царства», и их жертв.
На фоне прекрасного русского пейзажа
рисуется невыносимая жизнь простого люда.
Но вот картина природы начинает постепен-
но меняться: небо заволакивают тучи, слыш-
ны раскаты грома. Приближается гроза, и не
в природе происходит это явление! Поэтому
и встает вопрос: что же все-таки подразуме-
вал автор, давая название своей пьесе?
438
В названии скрыт глубокий смысл. Впер-
вые это слово мелькнуло в сцене прощания
с Тихоном. Он говорит: «Недели две никакой
грозы надо мной не будет»., Тихону хочется
хотя бы ненадолго избавиться от чувства
страха и зависимости. Под грозой здесь, по-
видимому, подразумевается страх и осво-
бождение от него. Это страх, нагоняемый са-
модурами, страх возмездия за грехи. «Гроза-
то нам в наказание посылается», — поучает
Дикой Кулигина. Власть этого страха рас-
пространяется на многих героев драмы и не
проходит даже мимо Катерины. Катерина
религиозна и считает, что совершила грех,
полюбив Бориса. «Я и не знала, что ты так гро-
зы боишься», — говорит ей Варвара. «Как, де-
вушка, не бояться! — отвечает Катерина. —
Всякий должен бояться. Не то страшно, что
убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, ка-
кая ты есть, со всеми твоими грехами...».
Один лишь механик-самоучка Кулигин не
боялся грозы, видел в ней зрелище величест-
венное и красивое, но вовсе не опасное изна-
чально для человека, и предлагал смирить
разрушительную силу грозы с помощью про-
стейшего шеста-громоотвода. Обращаясь к
толпе, объятой суеверным ужасом, Кулигин
говорит: «Ну чего вы боитесь, скажите на ми-
лость. Каждая теперь травка, каждый цветок
радуется, а мы прячемся, боимся, точно на-
пасти какой!.. У вас все гроза!.. Изо всего-то
вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не
боюсь».
Если в природе гроза уже началась, то
в жизни также видно ее приближение. Под-
тачивает «темное царство» разум, здравый
смысл Кулигина; высказывает свой протест
Катерина — хотя и бессознательны ее дейст-
вия, но она не хочет примириться с мучи-
тельными условиями жизни и сама решает
свою судьбу — бросается в Волгу. Во всем
этом заключено главное значение реалисти-
ческого символа, символа грозы. Однако он
не однозначен. В любви Катерины к Борису
есть что-то стихийное, природное, как и в
грозе. Но, хотя в отличие от грозы любовь
приносит радость, у Катерины это не так, хо-
тя бы потому, что она замужняя женщина.
Однако Катерина не боится этой любви, как
не боится грозы Кулигин. Она говорит Бо-
рису, что раз греха ради него не побоялась,
то побоится ли людского суда. Гроза скрыта
в самом характере героини, она сама говорит,
что еще в детстве, кем-то обиженная, убежа-
ла из дома и уплыла одна в лодке по Волге.
Пь'еса была воспринята современниками
как острое обличение существующих в стра-
не порядков. Н.А.Добролюбов называл дра-
му «самым решительным произведением Ос-
тровского. В «Грозе» есть что-то освежающее
и ободряющее. Это «что-то» и есть, по нашему
мнению, фон пьесы, обнаруживающий шат-
кость и близкий конец самодурства...» В это
верил и сам драматург, и его прогрессивно
думающие современники.