ИДЕЯ ОБРЕЧЕННОСТИ
«ТЕМНОГО ЦАРСТВА» В ДРАМЕ
А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»
Наивысшим художественным достижени-
ем А. Н. Островского в предреформенные го-
ды стала драма «Гроза». Автор переносит нас
440
в провинциальный купеческий городок Кали-
нов, жители которого упорно держатся за ве-
ками сложившийся образ жизни. Но уже
в начале пьесы становится ясно, что те обще-
человеческие ценности, за которые ратует
Домострой, давно уже потеряли свой смысл
для невежественных обитателей Калинова.
Для них важна не суть человеческих отно-
шений, а лишь форма, соблюдение приличий.
Не зря в одном из первых действий «матуш-
ка Марфа Игнатьевна» — Кабаниха, све-
кровь Катерины — получила убийственную
характеристику: «Ханжа, сударь. Нищих
оделяет, а домашних поедом ест». А для Ка-
терины, главной героини драмы, патриар-
хальные ценности полны глубокого смысла.
Она, замужняя женщина, полюбила. И изо
всех сил пытается бороться со своим чув-
ством, искренне считая, что это страшный
грех. Но Катерина видит, что никому в мире
и дела нет до подлинной сути тех нравствен-
ных ценностей, за которые она пытается цеп-
ляться, как утопающий за соломинку. Вокруг
уже все рушится, мир «темного царства» в
муках умирает, и все, на что она пытается
опереться, оказывается пустой оболочкой. Под
пером Островского задуманная драма из бы-
та купечества перерастает в трагедию.
Основная идея произведения — конфликт
молодой женщины с «темным царством»,
царством самодуров, деспотов и невежд. Уз-
нать, почему возник этот конфликт и почему
конец драмы такой трагичный, можно, загля-
нув в душу Катерины, поняв ее представле-
ния о жизни. И это возможно сделать, благо-
даря мастерству А. Н. Островского.
За внешним спокойствием жизни кроют-
ся мрачные мысли, темный быт самодуров,
не признающих человеческое достоинство.
Представителями «темного царства» явля-
ются Дикой и Кабаниха. Первый — закон-
ченный тип купца-самодура, смысл жизни
которого заключается в том, чтобы любыми
средствами сколотить капитал. Властная и
суровая Кабаниха — еще более зловещая
и мрачная представительница Домостроя.
Она строго соблюдает все обычаи и порядки
патриархальной старины, поедом ест до-
машних, проявляет ханжество, одаряя ни-
щих, не терпит ни в ком проявления лич-
ной воли.
Островский рисует Кабаниху как убеж-
денную защитницу устоев «темного царст-
ва». Но даже в своей семье, где все безропот-
но ей подчиняются, она видит пробуждение
чего-то нового, чуждого и ненавистного ей.
И Кабаниха горько сетует, чувствуя, как
жизнь разрушает привычные для нее отно-
шения: «Ничего-то не знают, никакого по-
рядка. Проститься-то путем не умеют. Так-
то вот старина-то и выводится. Что будет,
как старики перемрут, как будет свет стоять,
уж и не знаю. Ну, да уж то хорошо, что не
увижу ничего». Под этой смиренной жалобой
Кабанихи — человеконенавистничество, не-
разлучное с религиозным ханжеством.
Развитие действия в «Грозе» постепенно
обнажает конфликт драмы. Еще велика власть
Кабанихи и Дикого над окружающими. «Но
чудное дело, — пишет Добролюбов в статье
«Луч света в темном царстве», — самодуры
русской жизни начинают, однако же, ощу-
щать какое-то недовольство и страх, сами не
зная перед чем и почему... выросла другая
жизнь, с другими началами, и хотя далеко
она, еще и не видна хорошенько, но уже да-
ет себя предчувствовать и посылает нехоро-
шие видения темному произволу самодуров».
Таково «темное царство» — воплощение все-
го строя жизни царской России: бесправие
народа, произвола, угнетения человеческого
достоинства.
В этот мир Диких и Кабаних попадает
Катерина — натура поэтическая, мечтатель-
ная, свободолюбивая. Мир ее чувств и наст-
роений сформировался в родительском доме,
где она была окружена заботой и лаской ма-
тери. В атмосфере ханжества и назойливос-
ти, мелочной опеки конфликт между «тем-
ным царством» и душевным миром Катерины
зреет постепенно. Катерина терпит лишь до
поры. «А уж коли мне очень здесь опостылеет,
так, не удержать меня никакой силой. В окно
выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь
жить, так не стану, хоть ты меня режь!» —
говорит она.
Не найдя отзвука в сердце недалекого и
забитого мужа, ее чувства обращаются к че-
ловеку, непохожему на всех окружающих.
Любовь к Борису вспыхнула с силой, свойст-
венной такой впечатлительной натуре, как
Катерина, она стала смыслом жизни героини.
441
Катерина вступает в конфликт не только с
окружающей средой, но и самой собой. В этом
трагизм положения героини.
Если бы сценой покаяния завершалась
драма, в ней была бы показана непобеди-
мость «темного царства». Но драма'заверша-
ется нравственной победой Катерины и над
силами, сковывавшими ее свободу, и над тем,
что сковывало ее волю и разум. Катерина ре-
шается на самоубийство. Самоубийство геро-
ини — это протест против никчемной жизни,
против темных сил царства Домостроя. Если
женщина, самое бесправное существо, да еще
в темной, косной среде купечества, не может
больше мириться с гнетом «самодурной силы»,
значит, среди обездоленных, забитых людей
зреет возмущение, которое должно побудить
народ к решительной борьбе.
Для своего времени, когда Россия пережи-
ла период громадного общественного подъема
перед крестьянской реформой, драма «Гроза»
имела важное значение. Образ Катерины
принадлежит к лучшим образам женщин не
только в творчестве Островского, но и во всей
русской художественной литературе.