ОБЛИЧЕНИЕ «ТЕМНОГО ЦАРСТВА»
И ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО
«ГРОЗА»
Жестокие нравы, сударъ,
в нашем городе, жестокие!
А. Н. Островский
В драме Островского «Гроза» широко по-
ставлены проблемы нравственности. На при-
мере, провинциального города Калинова драма-
тург показал царящие там воистину жестокие
нравы. Островский изобразил жестокость
людей, живущих по старинке, по «Домост-
рою», и новое поколение молодежи, отверга-
ющее эти устои. Персонажи драмы делятся
на две группы. По одну сторону стоят стари-
ки, поборники старых порядков, которые, в
сущности, и осуществляют этот «Домострой»,
по другую — Катерина и молодое поколение
города.
Герои драмы живут в городе Калинове.
Этот город занимает маленькое, но не по-
следнее место в России того времени, в то же
время он — олицетворение крепостничества
и «Домостроя». За стенами города чудится
другой, чужой мир. Не зря Островский в ре-
марках упоминает Волгу, «общественный сад
на берегу Волги, за Волгой сельский вид».
Мы видим, насколько жестокий, замкнутый
мир Калинова отличается от внешнего, «бе-
зудержно огромного». Это мир Катерины, ро-
дившейся и выросшей на Волге. За этим ми-
ром кроется та жизнь, которой так боятся
Кабаниха и ей подобные. По словам странни-
цы Феклуши, «старый-мир» уходит, лишь в
этом городе «рай и тишина», в других же ме-
стах «просто содом»: люди в суете друг дру-
га не замечают, запрягают «огненного змия»,
а в Москве «теперь гульбища да игрища, а по
улицам-то индо грохот идет, стон стоит». Но
и в старом Калинове что-то меняется. Новые
мысли несет в себе Кулигин. Кулигин, вопло-
щающий идеи Ломоносова, Державина и пред-
ставителей более ранней культуры, предла-
гает поставить на бульваре часы, чтобы смо-
треть по ним время.
Познакомимся с остальными представите-
лями Калинова.
Марфа Игнатьевна Кабанова — поборни-
ца старого мира. Уже само имя рисует нам
грузную, тяжелого характера женщину, а про-
звище «Кабаниха» дополняет эту неприят-
ную картину. Кабаниха живет по старинке,
в соответствии со строгим порядком. Но она
соблюдает только видимость этого порядка,
который поддерживает на людях: добрый
сын, послушная невестка. Даже сетует: «Ни-
чего-то не знают, никакого порядка... Что бу-
дет, как старики перемрут, как будет свет
стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хо-
рошо, что не увижу ничего». В доме же ца-
рит настоящий произвол. Кабаниха деспо-
тична, груба,с крестьянами, «поедом ест» до-
машних и не терпит возражений. Ее воле
полностью подчинен сын, этого ждет, она и от
невестки.
Рядом с Кабанихой, которая изо дня в
день «точит всех своих домашних, как ржа
железо», выступает купец Дикой, чье имя ас-
социируется с дикой силой. Дикой не только
«точит и пилит» членов своей семьи. От него
442
страдают и мужики, которых он обманывает
при расчете, и, конечно, покупатели, а также
его конторщик Кудряш, непокорный и дерз-
кий парень, готовый кулаками проучить «ру-
гателя» в темном переулке.
Характер Дикого Островский обрисовал
очень точно. Для Дикого главное — деньги,
в которых он видит все: власть, славу, покло-
нение. Особенно это бросается в глаза в ма-
леньком городке, где он живет. Он уже за-
просто может «потрепать по плечу» самого
городничего.
Дикому и Кабанихе — представителям
старого порядка, противостоит Кулигин. Ку-
лигин — изобретатель, его взгляды соответ-
ствуют просветительским взглядам. Он хо-
чет изобрести солнечные часы, «перпетуум
мобиле», громоотвод. Его изобретение громо-
отвода символично, так же как в драме сим-
волична гроза. Недаром так не любит Кули-
гина Дикой, который обзывает его «червяком»,
«татарином» и «разбойником». Готовность Ди-
кого отправить изобретателя-просветителя к
городничему, его попытки опровергнуть зна-
ния Кулигина, основываясь на самом дикрм
религиозном суеверии, — все это тоже в пье-
се приобретает символическое значение. Ку-
лигин цитирует Ломоносова и Державина,
ссылается на их авторитет. Он живет в ста-
ром «домостроевском» мире, где еще верят в
предзнаменования и людей с «песьими голо-
вами», однако образ Кулигина — свидетель-
ство того, что в «темном царстве» уже появи-
лись люди, которые могут стать нравственны-
ми судьями тех, кто над ними господствует.
Поэтому в конце драмы именно Кулигин вы-
носит тело Катерины на берег и произносит
полные укоризны слова.
Образы Тихона и Бориса разработаны не-
значительно, Добролюбов в известной статье
говорит, что Бориса можно скорее отнести к
обстановке, чем к героям. В ремарке Борис
выделяется только одеждой: «Все лица, кро-
ме Бориса, одеты по-русски». Это первое от-
личие его от жителей Калинова. Второе от-
личие в том, что он учился в коммерческой
академии в Москве. Но Островский Сделал
его племянником Дикого, а это говорит о том,
что, несмотря на некоторые отличия, он при-
надлежит к людям «темного царства». Это
подтверждает и тот факт, что он не способен
бороться с этим царством. Вместо того чтобы
протянуть Катерине руку помощи, он сове-
тует ей покориться своей судьбе. Такой же
и Тихон. Уже в списке действующих лиц
о нем сказано, что он «ее сын», то есть сын
Кабанихи. Он действительно скорее просто
сын Кабанихи, нежели личность. У Тихона
нет силы воли. Единственное желание этого
человека — вырваться из-под опеки матери,
чтобы за весь год отгуляться. Тихон тоже не
в состоянии помочь Катерине. И Борис и Ти-
хон оставляют ее наедине со своими внут-
ренними переживаниями.
Если Кабаниха и Дикой принадлежат к
старому укладу, Кулигин несет идеи просве-
щения, то Катерина находится на распутье.
Выросшая и воспитанная в патриархальном
духе, Катерина полностью следует этому об-
разу жизни. Измена здесь считается непро-
стительной, и, изменив мужу, Катерина ви-
дит в этом грех перед Богом. Но ее характер
от природы гордый, независимый и свобод-
ный. Ее мечта летать означает вырваться на
свободу из-под власти деспотичной свекрови
и из душного мира дома Кабановых. В детст-
ве она однажды, обидевшись на что-то, ушла
вечером на Волгу. Такой же протест слы-
шится и в ее словах, обращенных к Варе:
«А уж коли очень мне здесь опостылеет, так
не удержат меня никакой силой. В окно вы-
брошусь, в Волгу кинусь-. Не хочу здесь жить,
так не стану, хоть ты меня режь!» В душе
Катерины идет борьба между муками совести
и стремлением к свободе. Катерина отличает-
ся и от представителей молодежи — Варва-
ры и Кудряша. Она не умеет приспосабли-
ваться к жизни, лицемерить и притворяться,
как это делает Кабаниха, не умеет смотреть
на мир так легко, как Варя. Островский мог
бы закончить драму сценой покаяния Кате-
рины. Но это бы значило, что «темное царст-
во» победило. Катерина погибает, и в этом ее
победа над. старым миром.
По словам современников, пьеса Остро-
вского «Гроза» имела очень большое значе-
ние. В ней показаны два мира, два образа
жизни — старый и новый с их представите-
лями. Гибель главной героини Катерины
наводит на мысль, что новый мир победит
и что именно этот мир придет на смену ста-
рому.