ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА КАТЕРИНЫ
(по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
Драма Островского «Гроза» написана в
50—60-х годах XIX века. Это время, когда в
России существовало крепостное право, но
уже ясно виделся приход новой силы — раз-
ночинцев-интеллигентов. В литературе по-
явилась новая тема — положение женщины в
семье и обществе.
Центральное место в драме занимает об-
раз Катерины. Взаимоотношение с осталь-
ными героями пьесы и определяет ее судьбу.
Многие события в драме происходят под
раскаты грома. С одной стороны, это природ-
ное явление, с другой — символ душевного
состояния, поэтому каждый из героев харак-
теризуется через отношение к грозе. Кате-
рина безумно боится грозы, что показывает
ее душевное смятение. Внутренняя, никому
не видимая гроза бушует и в душе самой ге-
роини.
Чтобы понять трагическую судьбу Кате-
рины, рассмотрим, что же представляет со-
бой эта девушка. Детство ее прошло в патри-
архально-домостроевское время, которое на-
ложило отпечаток на характер героини и на
ее взгляды на жизнь. Детские годы Катери-
ны были счастливыми и безоблачными. Мать
ее очень любила, по выражению Островско-
го, «души в ней не чаяла». Девушка ухажи-
вала за цветами, которых было в доме много,
вышивала «по бархату золотом», слушала
рассказы богомолок, ходила с матерью в цер-
ковь. Катерина — мечтательница, но мир ее
грез далеко не всегда соответствует действи-
тельности. Девушка и не стремится понять
действительную жизнь, она в любую минуту
может отказаться от всего, что ее не устраи-
вает, и снова окунуться в свой мир, где она
видит ангелов. Воспитание придало ее меч-
там религиозную окраску. Эта девушка, та-
кая неприметная на первый взгляд, обладает
сильной волей, гордостью и независимостью,
которые проявились уже в детстве. Еще бу-
дучи шестилетней девочкой, Катерина, оби-
девшись на что-то, убежала вечером на Вол-
гу. Это был своеобразный протест ребенка.
А позже, в разговоре с Варей, она укажет на
еще одну сторону своего характера: «Такая
уж я зародилась горячая». Ее свободная и
независимая натура раскрывается через стрем-
ление летать. «Отчего люди не летают так,
как птицы?» — эти на первый взгляд стран-
ные слова подчеркивают независимость ха-
рактера Катерины.
Катерина предстает перед нами как бы
в двух ракурсах. С одной стороны, это силь-
ная, гордая, независимая личность, с дру-
гой — тихая, религиозная и покорная судьбе
и родительской воле девушка. Мать Катери-
ны была убеждена, что ее дочь «будет лю-
бить всякого мужа», и, польстившись на вы-
годный брак, выдала ее замуж за Тихона
Кабанова. Катерина не любила своего буду-
щего мужа, но безропотно подчинилась воле
матери. Более того, она в силу своей религи-
озности считает, что муж дается Богом,
и пытается полюбить его: «Я буду мужа лю-
бить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя
не променяю». Выйдя замуж за Кабанова,
Катерина попала совсем в другой, чуждый ей
мир. Но покинуть его нельзя, она замужняя
453
женщина, понятие греховности связывает ее.
Жестокий, замкнутый мир Калинова отгоро-
жен незримой стеной от внешнего «безу-
держно огромного» мира. Мы понимаем, по-
чему Катерина так мечтает вырваться из го-
рода и полететь над Волгой, над лугами:
«Вылетела бы в поле и летала бы с василька
на василек по ветру, как бабочка».
Заключенная в «темное царство» невеже-
ственных диких и кабановых, столкнувшись
с грубой и деспотичной свекровью, инертным
мужем, в котором не видит поддержки и опо-
ры, Катерина протестует. Ее протест выли-
вается в любовь к Борису. Борис мало чем
отличается от ее мужа, разве что образован-
ностью. Он учился в Москве, в коммерческой
академии, у него шире кругозор в сравнении
с другими представителями города Калино-
ва. Ему, так же как и Катерине, трудно
ужиться в среде Дикого и Кабановых, но он
такой же инертный и безвольный, как и Ти-
хон. Борис ничего не может сделать для Ка-
терины, он понимает ее трагедию, но совету-
ет ей покориться судьбе и этим самым пре-
дает ее. Отчаявшаяся Катерина упрекает его
в том, что тот загубил ее. Но Борис только
косвенная причина. Ведь Катерина не боится
людского осуждения, она страшится гнева
Божьего. Главная трагедия происходит в ее
душе. Будучи религиозной, она понимает,
что изменить мужу — грех, но сильная сто-
рона ее натуры не может смириться со сре-
дой Кабановых. Катерина терзается страш-
ными муками совести. Она разрывается
между законным мужем и Борисом, между
праведной жизнью и падением. Она не мо-
жет себе запретить любить Бориса, но сама
себя казнит в душе, считая, что своим по-
ступком отвергает Бога. Эти страдания дово-
дят ее до того, что она, не выдержав мук со-
вести и опасаясь кары Божьей, бросается
в ноги к мужу и признается ему во всем, от-
давая свою жизнь в его руки. Душевные
муки Катерины усиливает гроза. Не зря Ди-
кой говорит, что гроза посылает наказание.
«Я и не знала, что ты так грозы боишься», —
говорит ей Варвара. «Как, девушка, не бо-
яться! — отвечает Катерина. — Всякий дол-
жен бояться. Не то страшно, что-убьет тебя,
а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты
есть, со всеми твоими грехами...» Удар грома
был последней каплей, переполнившей чашу
страдания Катерины. На ее признание окру-
жающие реагируют каждый по-своему. Ка-
банова предлагает зарыть ее в землю живой,
Тихон же, наоборот, прощает Катерину.
Муж простил, Катерина как бы получила от-
пущение грехов. Но осталась неспокойной
совесть, да и желаемой свободы она не обре-
ла и вновь вынуждена жить в «темном цар-
стве». Муки совести и боязнь навсегда ос-
таться среди Кабановых и превратиться в
одну из них приводят Катерину к мысли о
самоубийстве. Как же могла набожная жен-
щина решиться на самоубийство? Сносить
мучения и то зло, которое здесь, на земле,
есть, или же уйти от всего этого по своей во-
ле? Катерина доведена до отчаяния бездуш-
ным отношением к ней людей и муками сове-
сти, поэтому она отвергает возможность ос-
таться жить. Гибель ее была неминуема.
В образе своей героини Островский нари-
совал новый тип самобытной, цельной, само-
отверженной русской девушки, бросившей
вызов царству диких и кабановых. Добролю-
бов справедливо назвал Катерину «светлым
лучом в темном царстве».