ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ ПЬЕС
А. Н. ОСТРОВСКОГО
(«Гроза», «Бесприданница»)
Два емких художественных символа оп-
ределяют и подчеркивают смысл пьесы
«Гроза». Первый — это вынесенный в загла-
вие мощный стихийный катаклизм, пронес-
шийся не только в природе, но и в людском
сообществе, и разбивший изнемогшую от из-
бытка невостребованных запасов любви ду-
шу героини. Второй — это великая река Вол-
га, в которую бросилась несчастная женщи-
на, ее колыбель и ее могила. Общее значение
этих образов-символов — свобода. Свобода и
любовь — вот главное, что было в характере
Катерины. Она и в Бога верила свободно, по-
своему, не из-под палки, и власти старших
покорялась так же. По собственной свобод-
ной воле она согрешила, а когда отказали ей
в покаянии, сама себя покарала. Причем са-
моубийство для верующего человека — грех
страшный, но Катерина пошла на это. Порыв
к свободе, к воле оказался у нее сильнее стра-
ха загробных мучений, но, вероятнее, сказа-
лась ее надежда на милосердие Божие, ибо
Бог Катерины, несомненно, — это воплощен-
ная доброта и прощение.
Катерина — истинно трагическая герои-
ня. Ибо герой трагедии — всегда нарушитель
некоторого порядка, закона. Хотя он субъек-
тивно и не хочет ничего нарушать, но объек-
456
тивно его поступок оказывается нарушением.
За это его постигает кара некоей надличной
силы, которой часто выступает сам же герой
трагедии. Такова и Катерина. Она и не дума-
ла протестовать против порядков и мира,
в котором жила (и что безосновательно при-
писал ей Добролюбов). Но свободно отдав-
шись впервые посетившему ее чувству, она
нарушила патриархальный покой и непо-
движность окружающего мира. Конфликта с
этим миром, с окружающим у нее не было.
Причиной ее гибели стал внутренний кон-
фликт. Мир русской патриархальной жизни
(а Катерина есть высшее, полное выражение
самого лучшего, самого поэтического и живо-
го в этом мире) в Катерине взорвался сам,
изнутри, потому что из него стала уходить
свобода, то есть сама жизнь.
В сорока оригинальных пьесах Островского,
охвативших современную ему жизнь, практи-
чески нет героев-мужчин, то есть положитель-
ных персонажей, занимающих центральное
место. Вместо них у Островского героини —
любящие, страдающие души. Катерина Каба-
нова — лишь одна из них. Ее часто сравнива-
ют с Ларисой Огудаловой из «Бесприданни-
цы». Основания для этого есть: любовные
страдания, равнодушие и жестокость окружа-
ющих и, главное, гибель в финале. Но и только.
По сути Катерина и Лариса, скорее, антиподы.
Лариса не имеет главного, что есть у Катери-
ны, — цельности характера, способности на
решительный, энергический, как говорил
Н. А. Добролюбов, поступок. В этом смысле
Лариса, безусловно, часть мира, в котором она
живет. Но мир «Бесприданницы» иной, неже-
ли тот, что описан в «Грозе»: в 1878 году, ког-
да появилась пьеса, в России утвердился ка-
питализм. В «Грозе» же купечество только
становится буржуазией, традиционные пат-
риархальные отношения отживают, мертвеют,
возможности для личности, подобной Катери-
не, проявить свои устремления к свободе,
утрачиваются, утверждается обман и ли-
цемерие (Кабаниха, Варвара), которые не
приемлет Катерина. Лариса — тоже жертва
обмана и лицемерия, но у нее иные жизненные
ценности, немыслимые для Катерины.
Прежде всего, Лариса получила европеи-
зированное воспитание и образование. Она
ищет возвышенно-прекрасную любовь, стре-
мится к изящно-красивой жизни. Для этого,
несомненно, ей нужно богатство. Конечно, ее
жених Карандышев во-всех отношениях ей
не пара. Но и ее кумир, воплощение ее иде-
алов, блестящий барин Паратов еще хуже.
Неопытность и приверженность губительным
ценностям влекут Ларису в его объятия, по-
добно бабочке, летящей на пламя свечи.
А сильным характером, цельностью натуры
она не обладает. Казалось бы, образованная
и культурная Лариса должна была выразить
протест в отличие от Катерины. Но нет, она
проявляет слабость во всех отношениях. Сла-
бость не только в ее решении убить себя, ког-
да все рухнуло и все стало постыло, но и в ее
нежелании противостоять глубоко чуждым ей
нормам жизни. Не быть игрушкой в чужих,
грязных руках. Прекрасная, как сказал о сво-
ей бедной Лизе Карамзин (кстати, недаром
Лариса наряжается во втором акте пастушкой,
героиней, увы, не состоявшейся идиллии), ду-
шою и телом, Лариса сама оказывается выра-
жением обманности окружающей жизни, пус-
тоты, душевного холода, скрывающегося за
эффектным внешним блеском.