ПЕЙЗАЖА В ПЬЕСАХ
А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»
И А. П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД»
Пьесы А. Н. Островского «Гроза» и А. П. Че-
хова «Вишневый сад» различны и по пробле-
458
матике, и по настроению, и по содержанию,
но художественные функции пейзажа в обе-
их пьесах схожи. Та нагрузка, которую несет
пейзаж, отражена и в названиях пьес. Пей-
заж у Островского и Чехова является не
только фоном, природа становится действую-
щим лицом,'а у Чехова вишневый сад явля-
ется одним из главных персонажей.
В обеих пьесах пейзаж удивительно кра-
сив, хотя трудно сравнивать захватываю-
щие волжские виды, открывающиеся с того
места, где расположен город Калинов, с ма-
леньким по сравнению с великой русской
рекой вишневым садом. Огромный, колорит-
ный волжский пейзаж подавляет своей кра-
сотой, суровой и могучей. На его фоне чело-
век кажется-мелкой букашкой, ничтожест-
вом по сравнению с необъятной, сильной
рекой. Вишневый сад — это укромный, спо-
койный уголок, дорогой сердцу каждого, кто
здесь вырос и живет. Он красив, — красив
той тихой, милой, уютной красотой, что так
притягивает человека к родному дому. При-
рода всегда оказывала влияние на души
и сердца людей, если, конечно, в них еще
жива душа и не очерствело сердце. Так, Ку-
лйгин, очень мягкий, слабый, но добрый и
чуткий человек, за всю жизнь не мог нагля-
деться на красоту Волги-матушки. Катери-
на, эта чистая и светлая душа, выросла на
берегу Волги и полюбила всем сердцем ре-
ку, которая была ей и другом, и защитницей
в детстве. Отношение к природе являлось
у Островского одним из критериев оценки
человечности. Дикой, Кабаниха и другие по-
слушные подданные «темного царства» рав-
нодушны к красоте природы, в глубине ду-
ши боятся ее.
Герои «Вишневого сада» — Раневская,
Гаев и все, чья жизнь долгое время была
связана с вишневым садом, — любят его:
нежная, тонкая красота цветущих вишне-
вых деревьев оставила неизгладимый след
в их душах. Все действие пьесы происходит
на фоне этого сада. Вишневый сад все вре-
мя незримо присутствует на сцене: о его
судьбе говорят, его пытаются спасти, о нем
спорят, философствуют, о нем мечтают, его
вспоминают.
У Островского пейзаж также дополняет
действие. Так, объяснение Катерины с Бори-
сом происходит на фоне прекрасной летней
ночи, кается Катерины во время грозы в по-
луразрушенной церкви, где из всех фресок
уцелела лишь картина ада.
Для Раневской и Гаева вишневый сад —
родовое гнездо, малая родина, где прошли
их детство и юность, здесь родились и угас-
ли их лучшие мечты и надежды, вишневый
сад стал частью их самих. Продажа вишне-
вого сада символизирует конец их жизни,
от которой остались одни горькие воспоми-
нания. Эти люди, обладающие великолепны-
ми душевными качествами, прекрасно раз-
витые и образованные, не могут сохранить
свой вишневый сад, лучшую часть своей
жизни. Аня тоже выросла в вишневом саду,
но она еще очень молода, полна жизненных
сил и энергии, поэтому она покидает вишне-
вый сад с легкостью, с радостью, для нее это
освобождение, шаг в новую жизнь. Она
стремится навстречу новым жизненным ис-
пытаниям, мечтая посадить новый сад луч-
ше прежнего.
Но в старом саду, в заколоченном доме,
остался умирать забытый старый Фирс.
Вишневый сад не отпускает никого просто
так, как не дает человеку покоя его прошлое.
Вишневый сад — это символ жизни, символ
прошлого и будущего. Он бессмертен, как
бессмертна сама жизнь. Да, его вырубят, да,
на его месте построят дачи, но новые люди
посадят новые вишневые сады, и все начнет-
ся заново.
В момент покаяния Катерины разрази-
лась гроза, пошел дождь, очищающий, смы-
вающий все грехи. Но люди не столь мило-
сердны: «темное царство» затравило герои-
ню, которая осмелилась преступить его,
законы. Волга помогла Катерине уйти от не-
выносимой жизни среди людей, прекратила
муки и страдания. Дала покой. Смерть в
Волге стала выходом из того тупика, куда за-
гнали Катерину человеческая черствость
и жестокость.
Пейзаж в пьесах Островского и Чехова
подчеркивает, кроме всего прочего, несовер-
шенство, мелочность человеческих отноше-
ний перед лицом холодной и прекрасной
природы.