РОЛЬ АВТОРСКИХ РЕМАРОК
В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО
«ГРОЗА»
«Народная трагедия» Островского «Гроза»
относится к драматическому жанру, что опре-
деляет всю композицию произведения. Автор
затрагивает многие важные аспекты жизни
мещанства и купечества конца 50-х годов
XIX века и не может не выразить своей пози-
ции, но для драматического жанра средства
выражения авторского мнения разнообразны:
через ремарки, через определенного героя
и через имена, композицию и т. д.
По мере развития русской драматургии
изменялась и роль ремарок. У Грибоедова
это в основном описание действий, а у Чехо-
ва они несут и очень большую смысловую на-
грузку. Пьесы Островского предназначались
и для чтения, поэтому его ремарки хотя и со-
стоят из довольно коротких вставок, но несут
.большой внутренний потенциал. Ремарки в
«Грозе» описывают пейзаж, обстановку, ге-
роев и их поведение.
Лексика, используемая в комментариях
действий, придает им более определенное зна-
чение: «Кабанов бросается бежать», и не «бе-
жит». Пейзаж описывается подробно только в
нескольких случаях: действия I и IV с видом
на Волгу и овраг (сцена 2, действие III). В этих
сценах Катерина отвергает человеческие зако-
ны и обычаи и отдается природным порывам.
Можно дополнить вид на Волгу в «Грозе»
(«Общественный сад на высоком берегу Волги;
за Волгой сельский вид») пейзажем из «Бес-
приданницы», действие которой тоже проис-
ходит «на высоком берегу Волги»: «Вид на
Волгу, на большое пространство: леса, села и
проч.». И мы видим, насколько жестокий, за-
мкнутый мир Калинова отличается от внеш-
него, безудержно-огромного мира, мы понима-
ем, почему Катерина так мечтает вырваться
из города и полететь над Волгой, над лугами
{«Вылетела бы в поле и летала с василька на
василек по ветру, как бабочка»),
Ощущение иной свободы — раскованнос-
ти, вседозволенности — вызывает в нас опи-
сание оврага ночью («Овраг, покрытый свер-
ху кустами; наверху забор сада Кабановых
и калитка; сверху тропинка»). Этот овраг со-
здает ощущение безвыходности, смягчаемое
ночной тьмой.
Отсутствуют ремарки, описывающие дом
Кабановых. С одной стороны, это значит, что
дом Кабановых такой же, как и многие дру-
гие, то есть подчеркивается типичность се-
мьи. Но с другой — можно предположить,
что комнаты пусты, а если дом символизиру-
ет души своих владельцев, то и души Каба-
нихи и Тихона пусты.
Лишь в III действии (сцена 1) описывается
дом Кабановых: «Улица. Ворота дома Кабано-
вых, перед воротами скамейка». Но это описа-
ние внешнее, без подтекста. В течение пьесы
характеры героев не изменяются, а раскрыва-
ются, но прямые описания персонажей (как,
например, у Гоголя в «Ревизоре») отсутству-
ют. Главные герои :— Катерина и Кабаниха —
раскрываются на протяжении всей пьесы,
а у некоторых персонажей характера вообще
нет. Это Борис, которого, по мнению Добролю-
бова, следует отнести, скорее, к обстановке;
и Тихон, о котором в списке действующих лиц
сказано просто: «ее (Кабанихи) сын»; он дей-
ствительно предстает перед нами лишь как
сын Кабанихи, а не личность.
Ремарки, касающиеся одежды действу-
ющих лиц, очень общие: «Все лица, кроме
Бориса одеты по-русски» (с помощью этого
выделения автор показывает, что сначала
Борис отличался от остальных жителей, но
Калинов затягивает в себя и не отпускает,
и даже одежда не защитила Бориса от все-
поглощающей власти города. Только один раз
автор конкретно говорит об одежде: «Кате-
рина тихо сходит по тропинке, покрытая боль-
шим белым платком, потупив глаза в зем-
лю». Эта ремарка в целом очень значитель-
на и символична. Платок Катерины белый,
поэтому хорошо виден даже ночью, то есть,
возможно, Катерина надеялась, что кто-ни-
будь ее заметит и удержит от необдуманно-
го шага, потому что сама она остановиться
уж не могла. Здесь есть определенная сим-
волика. Катерина спускается вниз, в тем-
ный овраг, чтобы совершить страшный
грех — изменить мужу. Она как будто спу-
скается в ад, падает с высоты почти ангель-
ского полета. Белый платок может быть
птичьими крыльями, которые Катерина сло-
жила в бессилье.
460
Ремарки в пьесе «Гроза» служат для рас-
крытия авторской позиции и авторского мне-
ния, для характеристики героев и описания
природы и являются одной из незаменимых
частей пьесы.