СИМВОЛИКА ИМЕН В ПЬЕСАХ
А. Н. ОСТРОВСКОГО
Пьесы А. Островского насыщены разнооб-
разной символикой. Прежде всего это симво-
лы, связанные с миром природы: лес, гроза,
река, птица, полет. Очень важную роль игра-
ют в пьесах и имена героев, чаще всего древ-
негреческие и римские. Мотивы античного те-
атра в пьесах Островского еще недостаточно
исследованы, поэтому учесть, все смысловые
обертоны греческих и римских имен в пьесах
Островского трудно. Ясно, однако, что имена
эти вовсе не случайно выбраны автором, очень
важен их звуковой состав, образность и их зна-
чение в русском языке. На этих моментах мы
и остановимся подробнее.
Ю. Олеша восхищался фамилиями героев
Островского. Например, персонаж «Беспри-
данницы» Паратов — это и «парад», и «пи-
рат». К наблюдениям Олеши можно добавить
и, безусловно, напрашивающееся сопоставле-
ние Паратова с «паратым» зверем, то есть мощ-
ным, хищным, сильным и беспощадным. Ма-
терым вожаком, например. Хищническое
поведение его в пьесе как нельзя лучше ха-
рактеризуется этой фамилией.
Фамилии Дикой и Кабанова нет необхо-
димости комментировать. Но не забудем, что
Дикой — не только всесильный Савел Проко-
фьевич, а и племянник его, Борис. Ведь мать
Бориса «не могла ужиться с родней», «уж
очень ей дико казалось». Значит, Борис —
Дикой по отцу. Это означает, что он не суме-
ет отстоять свою любовь и защитить Катери-
ну. Ведь он — плоть от плоти своих предков
и знает, что целиком находится во власти
«темного царства». Да и Тихон — все-таки
Кабанов, как бы ни был он «тих». Вот и ме-
чется Катерина в этом темном лесу среди
звероподобных существ. Бориса же она вы-
брала, скорее, бессознательно.
Дикие, своевольные персонажи, кроме
Дикого, представлены в пьесе Варварой (она
язычница, «варварка», не христианка, и ве-
дет себя соответствующим образом) да Куд-
ряшом, на которого находится соответству-
ющий Шапкин, урезонивающий его. Кули-
гин же, помимо известных ассоциаций с
Кулибиньм, вызывает и впечатление чего-то
маленького, беззащитного, в этом страшном
болоте он — кулик, птичка, и больше ниче-
го. Он хвалит Калинов, как кулик — свое
болото.
Женские имена в пьесах Островского
весьма причудливы, но имя главной героини
почти всегда чрезвычайно точно характери-
зует ее роль в сюжете и судьбу. Лариса —
«чайка» по-гречески, Катерина — «чистая».
Лариса — жертва торговых пиратских сде-
лок Паратова: он продает «птиц» — «Ласточ-
ку» (пароход) и потом Ларису — чайку. Ка-
терина — жертва своей чистоты, своей рели-
гиозности, она не вынесла раздвоения души,
ведь любила-то не мужа, и жестоко наказала
себя за это. Интересно, что Харита и Марфа
(в «Бесприданнице» и в «Грозе») обе Игнать-
евны, то есть «незнающие», «игнорирующие».
Они и стоят как бы в стороне от трагедии Ла-
рисы и Катерины, хотя та и другая, безус-
ловно, виноваты (не прямо, но косвенно) в ги-
бели дочери и снохи.
Ларису в «Бесприданнице» окружают не
«звери». Это люди с огромными амбициями,
играющие ею, как вещью. Мокий — «кощун-
ствующий», Василий — «царь», Юлий — это,
конечно, Юлий Цезарь, да еще и Капитоныч,
то есть живущий головой (капут — голова),
а может быть, стремящийся быть главным.
И каждый смотрит на Ларису как на модную,
роскошную вещь. А что Лариса думает или
чувствует — это дело десятое, вовсе их не
интересующее. И избранник Ларисы, Пара-
тов Сергей Сергеевич — «высокочтимый», то
есть из рода надменных римских патрициев.
Ну и наконец, Харита — мать троих доче-
рей — ассоциируется с харитами, богинями
юности и красоты, которых было трое, но она
же их и губит (вспомним страшную судьбу
двух других сестер — одна вышла замуж
за шулера, другую зарезал муж-кавказец).
Итак, можно утверждать, что имена и
фамилии в пьесах Островского зачастую по-
461
могает осмыслить и сюжет, и основные обра-
зы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном
случае назвать «говорящими», так как это
черта присуща пьесам классицизма, но они
являются говорящими в широком — симво-
лическом — смысле слова.