ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РОМАНА И. А. ГОНЧАРОВА
«ОБЛОМОВ»
Два обстоятельства творческой истории
романа «Обломов» нужно иметь в виду, что-
бы правильно понять, о чем это произведе-
ние. Первым опубликованным фрагментом
романа в 1849 году стал «Сон Обломова» —
«увертюра всего романа», тем не менее, в окон-
чательном тексте занявшая место 9-й главы
первой части. «Сон» является средоточием
авторской мысли в романе. Второе обстоя-
тельство — перерыв в писании романа для
участия в научной и негласно дипломатичес-
кой экспедиции на Дальний Восток на фрегате
«Паллада» в качестве секретаря начальника
экспедиции. Написанная под впечатлением
кругосветного путешествия очерковая книга
«Фрегат «Паллада» (завершена одновремен-
но с романом в 1858 году) оказала существен-
ное влияние на реализацию обломовского за-
мысла. Герой книги, сам автор, изображен
как путешествующий Обломов. Кругосветное
плавание, международные связи, дух про-
гресса, дух торговли и империализма — все
это для западника Гончарова определило
масштаб, точку зрения для изображения Об-
ломова и помогло завершить роман об умира-
нии воли, затухании личности, гибели даро-
ваний в безвоздушном пространстве барства
и рабства, бюрократического бездушия и эго-
истического делячества.
В «Сне Обломова» есть характерная де-
таль — отношение господ к знаниям и обуче-
нию барчонка. Для них это неприятная необ-
ходимость, ибо и это труд, а им всякий труд
неприятен. «Сну» предшествует эпизод с не-
состоявшимся переездом Обломова на дру-
гую квартиру, когда Захар произносит фра-
зу: «Другие не хуже нас, да переезжают»,
которая так обидела и возмутила Обломова.
Ведь он претендует на исключительность:
«Кажется, подать, сделать — есть кому», «ни
голода, ни холода никогда не терпел... хлеба
себе не зарабатывал и вообще черным делом
не занимался». Слова Захара — результат
воздействия петербургской жизни, потрясе-
ние основ обломовского идеала, который пе-
реместился теперь из крепостнической Об-
ломовки на Гороховую улицу столицы. Тем
горше неблагодарность одного из сотен кре-
постных Захаров, что барин для них всегда
отец и благодетель, даже если ничего для
них не сделал и, подобно Обломову, лишь
в «умственном» плане преобразований в име-
нии «определил ему особый дом, огород, от-
сыпной хлеб, назначил жалованье». Т. е. Об-
ломовка — это торжество крепостнических
отношений.
В первой части романа мало действия
(Обломов лежит на диване и отказывает ви-
зитерам, зовущим в Петергоф), но в ней «свер-
нута» эволюция Обломова: детство с внуше-
нием идеи исключительности, обучение в
пансионе, но служить не-смог, хотя исключи-
тельность свою тоже не утвердил, зато меч-
тает о путешествии для созерцания шедев-
ров, а свою исключительность демонстрирует
убогому и примитивному Захару. Гончаров
подчеркивает вредность фольклора в вос-
питании ребенка: в нем богатырь побеждает
без труда, волшебным образом. Изображение
обитателей Обломовки эпически (в духе Го-
мера или наших былин) гиперболизировано,
таким же представлен и дремлющий на ди-
ване Обломов: даже спящий, все еще спя-
щий, он еще богатырь.
В Обломове загублены живой ум, чисто-
та, доброта, правдивость, кротость, гуман-
ность к нижестоящим, склонность к самоана-
лизу и самокритике, чувство справедливос-
ти. Он погряз в эгоизме, который сметает все
эти качества. Обломов не испытывает необ-
ходимости развивать их в себе. Об этом сви-
464
детельствует его «мысленный» план реформ
в Обломовке, выражающий инфантильность,
архаичность и консерватизм его взглядов на
жизнь.
Ясно, что Обломов зависит от Захара
больше, чем Захар (и другие крепостные За-
хары) от него. В то же время идеалы Обломо-
ва помогают ему видеть отрицательные сто-
роны нового буржуазного уклада. В отличие
от Штольца, движимого стремлением к лич-
ному преуспеянию, Обломов, уже имеющий
все благодаря происхождению и положению,
настойчиво требует указать ему смысл труда,
смысл и стимулы для затрат способностей и
энергии. Он не подвергает сомнению свое
право на эту критику и безделье, ибо счита-
ет идеал Обломовки незыблемой нормой. Для
Штольца норма — буржуазная деловая жизнь
Петербурга, поэтому он не критикует ее и,
как все другие визитеры, зовет Обломова в
Петергоф. .
Во второй части романа описывается рус-
ско-немецкое воспитание Штольца, борьба
двух национальных начал, так сказать, у его
колыбели. Случайно из нее возникла сильная
и гармоничная личность (русская мать и пе-
дантичный немец-отец). Несмотря на все вза-
имные различия, Штольц способен понять Об-
ломова. Это персонаж новой эпохи, деятель-
ный разночинец.
Во второй части встает вопрос о путях
прогресса русского общества. Критика Обло-
мовым отсутствия в прогрессе значимых це-
лей, прочных побуждений, поддерживаемая
его идеалом идиллической Обломовки, при-
дает последней актуальный общественный
смысл. Это заставляет видеть в Обломове дво-
рянского интеллектуала, «лишнего человека»,
имевшего в прошлом, но утратившего ныне
идеалы патриотического служения родине,
духовного досуга, мысли и труда, путешест-
вий по свету, чтобы в них сильнее полюбить
отечество.
Слово «обломовщина» произносит Штольц,
обозначая им комплекс причин, вызвавших
паралич воли героя. Гончаров не раскрывает
их прямо, но ясно, что это прежде всего по-
мещичья праздность, возведенная в идеал и
разрушающая личность. При этом во всем
романе автор подчеркивает, что обломовщи-
на не есть индивидуальная особенность его
героя, но следствие влияния всего общест-
венного настроения в целом, выражение об-
щественного неустройства.
Итак, первая часть обрисовала обломов-
щину, вторая часть объяснила ее. Герой ре-
шил поехать путешествовать, но не поехал,
а влюбился. И сразу же продемонстрировал
изначальную слабость своей натуры: Ольга
активнее, практичнее. Любовь Обломова воз-
вышенна, но отвлеченна, здесь он похож на
Чацкого и Онегина. Вторая часть заканчива-
ется летним объяснением в любви, третью
часть заключают осеннее затухание страсти,
снегопад на Выборгской стороне, болезнь Об-
ломова, и появляется вдова Пшеницына, вто-
рая героиня обломовского «романа». Ведь
любовь дворянина двойственна: отвлеченно-
романтическая, целомудренно-духовная —
к дворянке-невесте-ровне и грубо чувствен-
ная «барская» страсть к простолюдинке —
экономке, наложнице.
В начале романа Обломовку заменила
квартира на Гороховой, теперь — дом на Вы-
боргской. И опять вернемся к композиции
романа (очень стройной и логичной): первая
часть с одйим героем — Обломов как тако-
вой, во второй и третьей — сопоставление его
со Штольцем (дворянин и разночинец) и Оль-
гой (пассивная и активная натуры). В чет-
вертой части Обломов попадает в новую со-
циальную среду и новую Обломовку — мир
средних чиновников и городского мещанства.
И здесь живут деятельно-активные люди, их
трудом держится эта, тоже патриархальная
идиллия.
В «Сне Обломова» крестьянский труд дан
издали, здесь — крупным планом, но труд не
крестьянский. С огромной художественной
силой Гончаров воспроизводит поэзию и мо-
ральность женской самоотверженности в за-
ботах о семье, женский домашний труд.
Имя Агафьи Матвеевны Пшеницыной Гон-
чаров взял из гоголевской «Женитьбы», а от-
чество — у своей матери, которая рано овдо-
вела, стала жить с барином, в доме которого
будущий классик нашей литературы и полу-
чил дворянское воспитание. Самоотвержен-
ность деятельных простолюдинок (Пшеницы-
ной и жены Захара — Анисьи) сочетается
с себялюбивой пассивностью мужчин — это
две стороны патриархального идеала Обло-
465
мовки. Неосознанная жертвенность привле-
кательной вдовы и ее осмысленный творчес-
кий труд (хотя бы в области кулинарного ис-
кусства) во имя благополучия ближнего осве-
щают новую Обломовку.
В последней части романа герой проявля-
ет новые черты характера: решается всту-
пить в брак с неровней. Ему хорошо среди
простолюдинов и их детей. Мы видим две се-
мейные «идиллии» — Обломова и Штольца.
Но Ольга не удовлетворена своим браком,
а Обломов умирает, ибо этот опоэтизирован-
ный быт обречен.