|
|
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОМАНА И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» |
|
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОМАНА И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» Два обстоятельства творческой истории романа «Обломов» нужно иметь в виду, что- бы правильно понять, о чем это произведе- ние. Первым опубликованным фрагментом романа в 1849 году стал «Сон Обломова» — «увертюра всего романа», тем не менее, в окон- чательном тексте занявшая место 9-й главы первой части. «Сон» является средоточием авторской мысли в романе. Второе обстоя- тельство — перерыв в писании романа для участия в научной и негласно дипломатичес- кой экспедиции на Дальний Восток на фрегате «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции. Написанная под впечатлением кругосветного путешествия очерковая книга «Фрегат «Паллада» (завершена одновремен- но с романом в 1858 году) оказала существен- ное влияние на реализацию обломовского за- мысла. Герой книги, сам автор, изображен как путешествующий Обломов. Кругосветное плавание, международные связи, дух про- гресса, дух торговли и империализма — все это для западника Гончарова определило масштаб, точку зрения для изображения Об- ломова и помогло завершить роман об умира- нии воли, затухании личности, гибели даро- ваний в безвоздушном пространстве барства и рабства, бюрократического бездушия и эго- истического делячества. В «Сне Обломова» есть характерная де- таль — отношение господ к знаниям и обуче- нию барчонка. Для них это неприятная необ- ходимость, ибо и это труд, а им всякий труд неприятен. «Сну» предшествует эпизод с не- состоявшимся переездом Обломова на дру- гую квартиру, когда Захар произносит фра- зу: «Другие не хуже нас, да переезжают», которая так обидела и возмутила Обломова. Ведь он претендует на исключительность: «Кажется, подать, сделать — есть кому», «ни голода, ни холода никогда не терпел... хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался». Слова Захара — результат воздействия петербургской жизни, потрясе- ние основ обломовского идеала, который пе- реместился теперь из крепостнической Об- ломовки на Гороховую улицу столицы. Тем горше неблагодарность одного из сотен кре- постных Захаров, что барин для них всегда отец и благодетель, даже если ничего для них не сделал и, подобно Обломову, лишь в «умственном» плане преобразований в име- нии «определил ему особый дом, огород, от- сыпной хлеб, назначил жалованье». Т. е. Об- ломовка — это торжество крепостнических отношений. В первой части романа мало действия (Обломов лежит на диване и отказывает ви- зитерам, зовущим в Петергоф), но в ней «свер- нута» эволюция Обломова: детство с внуше- нием идеи исключительности, обучение в пансионе, но служить не-смог, хотя исключи- тельность свою тоже не утвердил, зато меч- тает о путешествии для созерцания шедев- ров, а свою исключительность демонстрирует убогому и примитивному Захару. Гончаров подчеркивает вредность фольклора в вос- питании ребенка: в нем богатырь побеждает без труда, волшебным образом. Изображение обитателей Обломовки эпически (в духе Го- мера или наших былин) гиперболизировано, таким же представлен и дремлющий на ди- ване Обломов: даже спящий, все еще спя- щий, он еще богатырь. В Обломове загублены живой ум, чисто- та, доброта, правдивость, кротость, гуман- ность к нижестоящим, склонность к самоана- лизу и самокритике, чувство справедливос- ти. Он погряз в эгоизме, который сметает все эти качества. Обломов не испытывает необ- ходимости развивать их в себе. Об этом сви- 464 детельствует его «мысленный» план реформ в Обломовке, выражающий инфантильность, архаичность и консерватизм его взглядов на жизнь. Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар (и другие крепостные За- хары) от него. В то же время идеалы Обломо- ва помогают ему видеть отрицательные сто- роны нового буржуазного уклада. В отличие от Штольца, движимого стремлением к лич- ному преуспеянию, Обломов, уже имеющий все благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затрат способностей и энергии. Он не подвергает сомнению свое право на эту критику и безделье, ибо счита- ет идеал Обломовки незыблемой нормой. Для Штольца норма — буржуазная деловая жизнь Петербурга, поэтому он не критикует ее и, как все другие визитеры, зовет Обломова в Петергоф. . Во второй части романа описывается рус- ско-немецкое воспитание Штольца, борьба двух национальных начал, так сказать, у его колыбели. Случайно из нее возникла сильная и гармоничная личность (русская мать и пе- дантичный немец-отец). Несмотря на все вза- имные различия, Штольц способен понять Об- ломова. Это персонаж новой эпохи, деятель- ный разночинец. Во второй части встает вопрос о путях прогресса русского общества. Критика Обло- мовым отсутствия в прогрессе значимых це- лей, прочных побуждений, поддерживаемая его идеалом идиллической Обломовки, при- дает последней актуальный общественный смысл. Это заставляет видеть в Обломове дво- рянского интеллектуала, «лишнего человека», имевшего в прошлом, но утратившего ныне идеалы патриотического служения родине, духовного досуга, мысли и труда, путешест- вий по свету, чтобы в них сильнее полюбить отечество. Слово «обломовщина» произносит Штольц, обозначая им комплекс причин, вызвавших паралич воли героя. Гончаров не раскрывает их прямо, но ясно, что это прежде всего по- мещичья праздность, возведенная в идеал и разрушающая личность. При этом во всем романе автор подчеркивает, что обломовщи- на не есть индивидуальная особенность его героя, но следствие влияния всего общест- венного настроения в целом, выражение об- щественного неустройства. Итак, первая часть обрисовала обломов- щину, вторая часть объяснила ее. Герой ре- шил поехать путешествовать, но не поехал, а влюбился. И сразу же продемонстрировал изначальную слабость своей натуры: Ольга активнее, практичнее. Любовь Обломова воз- вышенна, но отвлеченна, здесь он похож на Чацкого и Онегина. Вторая часть заканчива- ется летним объяснением в любви, третью часть заключают осеннее затухание страсти, снегопад на Выборгской стороне, болезнь Об- ломова, и появляется вдова Пшеницына, вто- рая героиня обломовского «романа». Ведь любовь дворянина двойственна: отвлеченно- романтическая, целомудренно-духовная — к дворянке-невесте-ровне и грубо чувствен- ная «барская» страсть к простолюдинке — экономке, наложнице. В начале романа Обломовку заменила квартира на Гороховой, теперь — дом на Вы- боргской. И опять вернемся к композиции романа (очень стройной и логичной): первая часть с одйим героем — Обломов как тако- вой, во второй и третьей — сопоставление его со Штольцем (дворянин и разночинец) и Оль- гой (пассивная и активная натуры). В чет- вертой части Обломов попадает в новую со- циальную среду и новую Обломовку — мир средних чиновников и городского мещанства. И здесь живут деятельно-активные люди, их трудом держится эта, тоже патриархальная идиллия. В «Сне Обломова» крестьянский труд дан издали, здесь — крупным планом, но труд не крестьянский. С огромной художественной силой Гончаров воспроизводит поэзию и мо- ральность женской самоотверженности в за- ботах о семье, женский домашний труд. Имя Агафьи Матвеевны Пшеницыной Гон- чаров взял из гоголевской «Женитьбы», а от- чество — у своей матери, которая рано овдо- вела, стала жить с барином, в доме которого будущий классик нашей литературы и полу- чил дворянское воспитание. Самоотвержен- ность деятельных простолюдинок (Пшеницы- ной и жены Захара — Анисьи) сочетается с себялюбивой пассивностью мужчин — это две стороны патриархального идеала Обло- 465 мовки. Неосознанная жертвенность привле- кательной вдовы и ее осмысленный творчес- кий труд (хотя бы в области кулинарного ис- кусства) во имя благополучия ближнего осве- щают новую Обломовку. В последней части романа герой проявля- ет новые черты характера: решается всту- пить в брак с неровней. Ему хорошо среди простолюдинов и их детей. Мы видим две се- мейные «идиллии» — Обломова и Штольца. Но Ольга не удовлетворена своим браком, а Обломов умирает, ибо этот опоэтизирован- ный быт обречен.
|
|
|
Случайный анекдот |
|
|
Встpечаются два мужика, одни дpугому жалуется: - Я когда домой-то выпивши пpихожу, жена меня из дому выгоняет, пpиходится на улице тусоваться... :((( - Хммм. А я вот когда выпивши пpихожу - снимаю с себя всю одежду, звоню в двеpь, жена откpывает, а я одежку-то в кваpтиpу бpосаю, а потом и сам захожу, жена-то голого мужа не выгонит ;) - Здоpово! Я наеpно то-ж так-же как-ниуть попpобую... Вот вечеpом стучится он в двеpь, двеpка-то откpвыается, бpосает мужик одежду и гооpит: -Эй жена ну а тееpь пустишь? Тут неожиданно двеpка-то закpывается, и милый женский голос сообщает: -Следующая станция метpо Мушкинское!
|
|
|