ОБЛОМОВ И ОБЛОМОВЩИНА
(по роману И. А. Гончарова «Обломов»,
вариант 2)
Роман И. А. Гончарова «Обломов» стал час-
тью решения русской литературой нравствен-
468
ных проблем. Уже в начале романа автор об-
ратил внимание на главную черту своего ге-
роя: его душа так открыто и ясно светилась в
глазах, в улыбке, в каждом движении головы,
рук. И действительно, Обломов — духовно бо-
гатая натура. Он умен, хотя есть в нем то, что
«дороже всякого ума: честное, верное сердце».
Многих героев романа он одарил своим благо-
родством. Но трагическое значение романа
в том и состоит, что, пробудив к осознанию ду-
ховной красоты стольких людей, сам герой
оказывается раздавленным русской обломов-
щиной.
Первый раз об обломовщине мы узнаем
из сна, который видит Обломов в очередной
раз, заснув на своем диване. «Сон Обломо-
ва» — великолепный эпизод, который оста-
ется в памяти надолго. В нем опоэтизиро-
ван облик героя; в этом отношении «Сон»
сам по себе имеет несомненные достоинства
как самостоятельное художественное про-
изведение. Роман без «Сна» был бы произ-
ведением неполным. «Сон» многое разъяс-
нил в образе главного героя, со многим при-
мирил нас.
Онисим Суслов, на крыльцо которого
можно было попасть не иначе, как ухватив-
шись одной рукой за траву, а другой за
кровлю избы, сразу же становился мил
сердцу читателя. А заспанный челядинец,
дующий спросонья на квас, в котором шеве-
лятся мухи, и собака, признанная бешеной
лишь за то, что бросилась бежать от людей,
угрожавших ей вилами и топорами. Няня,
засыпающая после сытного обеда с пред-
чувствием, что Илюша пойдет дразнить
козла и лазить на галерею. Эти и много дру-
гих обворожительных подробностей содер-
жит «Сон».
Маленький Илюша все время стремился
на волю, погулять на улице, поиграть в снеж-
ки с ребятами. Но никогда это ему не удава-
лось, потому что весь «штат и свита» дома
Обломовых тут же подхватывали его, осыпа-
ли заботами, ласками. День в Обломовке
проходил бессмысленно, в мелочных заботах
и разговорах. Но главной заботой дня были
кухня и обед. Об обеде совещались целым
домом. После обеда всё и все погружались в
спячку;
Именно эта жизнь сделала Обломова та-
ким, каков он есть. Если бы не обломовщина,
то, может быть, он стал нормальным челове-
ком, имел цель в жизни. В конце своего пути
Обломов на вопрос своей избранницы: «Что
сгубило тебя? Нет имени этому злу...» отве-
чает: «Есть — обломовщина!»
Так сам герой определил исключитель-
ную злободневность и важность своей нрав-
ственной проблемы. Вложив в уста героя это
признание^ Гончаров не ошибся. Он нашел
одну из самых болезненных точек современ-
ного ему общества — обломовщину. Русские
критики того времени оценили роман Гонча-
рова как произведение, которому предстоит
долгая жизнь. Можно сказать, что интерес
к этому произведению не ослабеет до тех
пор, пока человек будет стремиться к нрав-
ственному совершенству, а до него, увы, еще
далеко.