|
|
ОБЛОМОВЩИНА И ШТОЛЬЦЕВЩИНА КАК ТИПЫ ЖИЗНИ (по роману И. А. Гончарова «Обломов», вариант 1) |
|
ОБЛОМОВЩИНА И ШТОЛЬЦЕВЩИНА КАК ТИПЫ ЖИЗНИ (по роману И. А. Гончарова «Обломов», вариант 1) В романе «Обломов» Гончаров представил два образа, или типа жизни: жизнь в движе- нии и жизнь в состоянии покоя, сна. Первый тип жизни характерен, скорее, для людей с сильным характером, энергичных и целеу- стремленных, а второй тип — для натур спо- койных, ленивых, пасующих перед жизнен- ными трудностями. Несомненно, автор для более точного изображения типов жизни, ги- перболизирует черты характера и поведение героев, но основные жизненные устремления указаны верно. Можно сказать, что в каждом человеке живет и Обломов, и Штольц, но ка- кой-то из этих двух характеров все-таки преобладает. По мнению Гончарова, жизнь любого че- ловека зависит от его воспитания и наследст- венности. Итак, Обломов воспитывался в дворянской семье с патриархальными тради- циями. Его родители, как и деды, жили лени- вой, беззаботной и беспечной жизнью. Им не нужно было трудиться: за них работали кре- постные. При такой жизни человек погружа- ется в беспробудный сон: он не живет, а су- ществует. Ведь в семье Обломова все своди- лось к одному: поесть и поспать. Особенности жизни семьи Обломова повлияли и на него самого. И хотя Илюшенька был живым ре- бенком, постоянная опека матери, избавляю- щая его от возникших перед ним трудностей, слабохарактерный отец, безделье в Обломов- ке — все это не могло не сказаться на его ха- рактере. И Обломов вырос таким же сонным, апатичным, не приспособленным к жизни, как отцы и деды. Что касается наследствен- ности, то автор точно уловил характер русско- го человека с его леностью, небрежным отно- шением к жизни. Штольц же, напротив, вышел из семьи, принадлежавшей к наиболее бойкому и рас- торопному классу. Отец был управляющим богатого имения, а мать — обедневшей дво- рянкой. Поэтому Штольц обладал большой практической смекалкой и трудолюбием вслед- ствие немецкого воспитания, а от матери к нему перешли богатые духовные задатки: любовь к музыке, поэзии, литературе. Отец научил его, что в жизни главное — деньги, строгость и аккуратность. И Штольц не был бы сыном своего отца, если бы не достиг бо- гатства и уважения в обществе. В отличие от русских людей, для немцев характерна чрез- вычайная практичность и аккуратность, что постоянно демонстрирует Штольц. Так в самом начале жизни для главных героев была заложена программа: прозяба- ние, сон —- для Обломова, энергия и активная жизнедеятельность ;— для Штольца. Основ- ная часть жизни Обломова прошла на дива- не, в халате, в полном бездействии. Несо- мненно, автор осуждает такую жизнь. Су- ществование Обломова можно сравнить с жизнью людей в раю. Он ничего не делает, все ему приносят на «блюдечке с голубой каемочкой», проблемы решать он не хочет, видит чудесные сны. Его выводит из этого «рая» сначала Штольц, а потом Ольга. Но Обломов не в силах вынести реальную жизнь и умирает. Ведь для жизни такого человека, как для содержания растения, нужны тепло, спокойствие, вкусная еда. Обломов в таких условиях живет привольно, а Штольц спосо- бен умереть без движения. Сидеть на месте он не может и постоянно путешествует. Он достиг всего из того, что он наметил. Такие люди всегда стоят на руководящих долж- ностях. Их жизнь идет как по маслу. Если Штольц встречается с непреодолимой труд- ностью, то спокойно уходит в сторону. Если Обломов живет больше душой, чувствами, то Штольц разумом, у него ум властвует над сердцем. В психологическом плане жизнь Обломо- ва и Штольца также очень сильно отличает- ся. Так, Обломов находится в бездействии, и постоянно мучается из-за того, что ничего не может сделать. Штольц же, напротив, всегда душевно спокоен. Обломов не удовле- творен своей жизнью, Штольц — доволен. Да, Штольц движется, но движется в гори- зонтальном направлении. Он нисколько не изменился со дней своей молодости: в нем не произошло ни духовного развития, ни, наобо- рот, падения. Он и не постарел к концу жиз^ ни, и принципы его не поменялись. Обломов 471 же неуклонно идет вниз и постепенно угаса- ет. Перед смертью его существование близко к существованию животного. Он смирился и покорился своей судьбе, признав невозмож- ность жить и действовать. А человек, который смирился, уже не живет. На примере Обло- мова можно увидеть, что жизнь — это, преж- де всего, состояние движения. Спать можно только в могиле или в раю. Его вырвали из рая — значит, остается одно — смерть. В жизни каждого человека в определен- ный период появляется любовь. И Обломов, и Штольц прошли проверку любовью. Но Штольца любовь лишь слегка потревожила, а Обломова подтолкнула к пропасти. Для Ольги любовь — дом, забота о других. А Об- ломов не способен заботиться о самом себе, не то что о других. При такой жизни Обломо- ву необходима любовь не равноправная, а ма- теринская, такая, как любовь Агафьи Пшени- цыной. Штольцу, при его постоянном движе- нии и самостоятельности, нужна равная ему по взглядам и характеру. Этой женщиной бы- ла Ольга. Необходимо заметить, что сама Оль- га мечтала о муже, который превосходил бы ее по уму и душевным качествам. Именно свои- ми душевными качествами привлек Ольгу Об- ломов. Несмотря на то что тип его жизни — сон и покой, он сохранил душевную красоту. Но Ольга, взвесив практичность и ум Штоль~ ца и душевную красоту Обломова, все-таки выбрала первое. И в конце произведения она почти раскаивается в своем выборе.
|
|
|