ОБЛОМОВЩИНА
И ШТОЛЬЦЕВЩИНА
КАК ТИПЫ ЖИЗНИ
(по роману И. А. Гончарова «Обломов»,
вариант 1)
В романе «Обломов» Гончаров представил
два образа, или типа жизни: жизнь в движе-
нии и жизнь в состоянии покоя, сна. Первый
тип жизни характерен, скорее, для людей
с сильным характером, энергичных и целеу-
стремленных, а второй тип — для натур спо-
койных, ленивых, пасующих перед жизнен-
ными трудностями. Несомненно, автор для
более точного изображения типов жизни, ги-
перболизирует черты характера и поведение
героев, но основные жизненные устремления
указаны верно. Можно сказать, что в каждом
человеке живет и Обломов, и Штольц, но ка-
кой-то из этих двух характеров все-таки
преобладает.
По мнению Гончарова, жизнь любого че-
ловека зависит от его воспитания и наследст-
венности. Итак, Обломов воспитывался в
дворянской семье с патриархальными тради-
циями. Его родители, как и деды, жили лени-
вой, беззаботной и беспечной жизнью. Им не
нужно было трудиться: за них работали кре-
постные. При такой жизни человек погружа-
ется в беспробудный сон: он не живет, а су-
ществует. Ведь в семье Обломова все своди-
лось к одному: поесть и поспать. Особенности
жизни семьи Обломова повлияли и на него
самого. И хотя Илюшенька был живым ре-
бенком, постоянная опека матери, избавляю-
щая его от возникших перед ним трудностей,
слабохарактерный отец, безделье в Обломов-
ке — все это не могло не сказаться на его ха-
рактере. И Обломов вырос таким же сонным,
апатичным, не приспособленным к жизни,
как отцы и деды. Что касается наследствен-
ности, то автор точно уловил характер русско-
го человека с его леностью, небрежным отно-
шением к жизни.
Штольц же, напротив, вышел из семьи,
принадлежавшей к наиболее бойкому и рас-
торопному классу. Отец был управляющим
богатого имения, а мать — обедневшей дво-
рянкой. Поэтому Штольц обладал большой
практической смекалкой и трудолюбием вслед-
ствие немецкого воспитания, а от матери
к нему перешли богатые духовные задатки:
любовь к музыке, поэзии, литературе. Отец
научил его, что в жизни главное — деньги,
строгость и аккуратность. И Штольц не был
бы сыном своего отца, если бы не достиг бо-
гатства и уважения в обществе. В отличие от
русских людей, для немцев характерна чрез-
вычайная практичность и аккуратность, что
постоянно демонстрирует Штольц.
Так в самом начале жизни для главных
героев была заложена программа: прозяба-
ние, сон —- для Обломова, энергия и активная
жизнедеятельность ;— для Штольца. Основ-
ная часть жизни Обломова прошла на дива-
не, в халате, в полном бездействии. Несо-
мненно, автор осуждает такую жизнь. Су-
ществование Обломова можно сравнить с
жизнью людей в раю. Он ничего не делает,
все ему приносят на «блюдечке с голубой
каемочкой», проблемы решать он не хочет,
видит чудесные сны. Его выводит из этого
«рая» сначала Штольц, а потом Ольга. Но
Обломов не в силах вынести реальную жизнь
и умирает. Ведь для жизни такого человека,
как для содержания растения, нужны тепло,
спокойствие, вкусная еда. Обломов в таких
условиях живет привольно, а Штольц спосо-
бен умереть без движения. Сидеть на месте
он не может и постоянно путешествует. Он
достиг всего из того, что он наметил. Такие
люди всегда стоят на руководящих долж-
ностях. Их жизнь идет как по маслу. Если
Штольц встречается с непреодолимой труд-
ностью, то спокойно уходит в сторону. Если
Обломов живет больше душой, чувствами,
то Штольц разумом, у него ум властвует над
сердцем.
В психологическом плане жизнь Обломо-
ва и Штольца также очень сильно отличает-
ся. Так, Обломов находится в бездействии,
и постоянно мучается из-за того, что ничего
не может сделать. Штольц же, напротив,
всегда душевно спокоен. Обломов не удовле-
творен своей жизнью, Штольц — доволен.
Да, Штольц движется, но движется в гори-
зонтальном направлении. Он нисколько не
изменился со дней своей молодости: в нем не
произошло ни духовного развития, ни, наобо-
рот, падения. Он и не постарел к концу жиз^
ни, и принципы его не поменялись. Обломов
471
же неуклонно идет вниз и постепенно угаса-
ет. Перед смертью его существование близко
к существованию животного. Он смирился и
покорился своей судьбе, признав невозмож-
ность жить и действовать. А человек, который
смирился, уже не живет. На примере Обло-
мова можно увидеть, что жизнь — это, преж-
де всего, состояние движения. Спать можно
только в могиле или в раю. Его вырвали из
рая — значит, остается одно — смерть.
В жизни каждого человека в определен-
ный период появляется любовь. И Обломов,
и Штольц прошли проверку любовью. Но
Штольца любовь лишь слегка потревожила,
а Обломова подтолкнула к пропасти. Для
Ольги любовь — дом, забота о других. А Об-
ломов не способен заботиться о самом себе,
не то что о других. При такой жизни Обломо-
ву необходима любовь не равноправная, а ма-
теринская, такая, как любовь Агафьи Пшени-
цыной. Штольцу, при его постоянном движе-
нии и самостоятельности, нужна равная ему
по взглядам и характеру. Этой женщиной бы-
ла Ольга. Необходимо заметить, что сама Оль-
га мечтала о муже, который превосходил бы ее
по уму и душевным качествам. Именно свои-
ми душевными качествами привлек Ольгу Об-
ломов. Несмотря на то что тип его жизни —
сон и покой, он сохранил душевную красоту.
Но Ольга, взвесив практичность и ум Штоль~
ца и душевную красоту Обломова, все-таки
выбрала первое. И в конце произведения она
почти раскаивается в своем выборе.