ОБЛОМОВЩИНА
И ШТОЛЬЦЕВЩИНА
КАК ТИПЫ ЖИЗНИ
(по роману И. А. Гончарова «Обломов»,
вариант 2)
Осудить бездеятельность и оправдать де-
ловитость — такую задачу ставил себе автор
в «Обломове». Образы Ильи Ильича Обломо-
ва и Андрея Ивановича Штольца приобрели
типичные черты, и само слово «обломовщи-
на» стало нарицательным.
Чтобы понять мотивацию поступков чело-
века, надо обратиться к его детству, то есть
к тому периоду жизни, когда в нем заклады-
ваются основные черты характера, могущие
потом влиять на всю жизнь в целом.
Маленький Илюша родился и вырос в се-
ле Обломовке. Родители его были потомст-
венные дворяне, которые придерживались
патриархальных традиций. В семье было два
пристрастия: еда, которая превратилась в
культ, и послеобеденный сон — тоже своеоб-
разный культ. Труд был главным врагом
обитателей Обломовки, наказанием, которого
при каждом удобном случае всеми силами
избегали. Эта ленивая, спокойная, беззабот-
ная жизнь ничем не нарушалась, разве что
болезнями и мелкими ссорами. Да и как ина-
че. Ведь членам помещичьей семьи не надо
было зарабатывать на жизнь, они бездельни-
чали, за них работали крепостные крестьяне.
В этой атмосфере и вырос Обломов. Автор
отмечает, что в детстве мальчик был по-
движным и любознательным, но все его по-
ползновения на самостоятельность пресека-
лись матерью и няньками. Даже чулки ре-
бенку надевал Захар. Жизнь не изменилась
и во время учебы. Учение, по представлени-
ям родителей, было нужно только для повы-
шения по службе. В остальном толку от него
не видели. Поэтому Илюшеньку, во избежа-
ние переутомления, всячески ограждали от
умственной деятельности. Мальчик скоро по-
нял, что приказывать гораздо удобнее, чем
что-либо делать самому. Со временем он стал
сонным, апатичным и неприспособленным к
жизни, как и все члены его семейства. Но он
сохранил чистые душевные помыслы, нрав-
ственные идеалы.
Воспитание Штольца отличалось от вос-
питания Обломова. Отец его был немцем,
мать русской дворянкой. От отца он перенял
трудолюбие и практичность, свойственные
всем немцам, а от матери получил богатое ду-
ховное наследство: любовь к музыке, поэзии,
литературе. Отец Андрея дал ему то воспи-
тание, которое сам получил от своего отца.
Он обучил его всем практическим наукам, ра-
но заставил работать и отослал от себя закон-
чившего университет сына, как с ним посту-
пил в свое время его отец.
Поэтому если в самом начале жизни у
Обломова лежали прозябание и сон, то у
Штольца — энергия и жизнедеятельность.
472
Их различия можно увидеть уже из портре-
тов. Если говорить про Обломова, то «это был
человек лет тридцати двух-трех от роду,
среднего роста, приятной наружности, с тем-
но-серыми глазами, но с отсутствием всякой
определенной идеи, всякой сосредоточеннос-
ти в чертах лица». А вот описание Штольца:
«Он весь составлен из костей, мускулов и
нервов, как кровная английская лошадь-
цвет лица ровный, смугловатый и никакого
румянца; глаза хоть немного зеленоватые,
но выразительные». Один не может не вызы-
вать симпатии мягкостью и мечтательностью
натуры, отразившимися и на лице, другой
восхищает твердостью и целеустремленнос-
тью, читаемыми во всем облике. Различается
и духовная жизнь героев. Несмотря на то что
Обломов бездеятелен, духовная жизнь его до-
вольно богата. Воображение стало любимым
спутником его жизни. Только в мечтах он во-
площает богатые, глубоко зарытые способно-
сти своей души. Штольц, как человек дейст-
вия, не находит времени и места для бес-
плодных мечтаний. Он отвергает все, что «не
подвергалось анализу опыта практической
истины». Душевно Штольц спокоен, у него
есть цель, и он действует согласно этой цели.
В этом смысле он удовлетворен жизнью.
Обломов боится трудностей. Для того что-
бы решить самые насущные проблемы, нуж-
но приложить умственные усилия. Но к этим
усилиям Обломов не привык. Его принцип —
пусть все идет так, как идет, «авось все уля-
жется». Он старается переложить дело на
другого, лишь бы не делать его самому. При
этом он и мысли не допускает, что его способ-
ны обмануть.
Штольц ни на кого не перекладывает сво-
их дел, он все стремится сделать сам и под-
талкивает к этому Обломова. Правда, все его
попытки растормошить Обломова разбива-
ются о его лень и невозмутимость. Тем не
менее эти два таких противоположных чело-
века очень дружны. И вряд ли дело лишь в
бравшей начало из детства привязанности.
Если привязанность Обломова к Штольцу
можно объяснить его нуждой в сильном де-
ловом человеке, который всегда способен
прийти на помощь, то чем объяснить привя-
занность Штольца к Обломову? Думаю, что
на этот вопрос можно ответить характерис-
тикой, которую дает Андрей Штольц Обло-
мову: «Это хрустальная, прозрачная душа;
таких людей мало, они редки, это перлы в
толпе!» Тем более ему хотелось спасти дру-
га, оживить его. Когда Штольц говорил о
друге с Ольгой, он надеялся, что она сумеет
расшевелить Обломова, вылечить его. На
первый взгляд ей это удалось. («Встает он в
семь часов, читает, носит куда-то книги. На
лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем
появились даже краски, в глазах блеск, что-
то вроде отваги или по крайней мере, само-
уверенности».) Обломов стал выполнять по-
ручения Ольги, ездил с дачи в город, меньше
лежал на диване, даже сбросил свой халат,
который стал своеобразным символом его ле-
ни. Но инертность оказалась сильнее его
любви. Они с Ольгой совсем разные люди.
Любовь для Обломова, как и вся жизнь, —
спокойное прозябание, прогулки по саду,
гуляние под руку. Но эта жизнь не устраи-
вала Ольгу. Ее беспокойная и деятельная на-
тура требовала действия, которое она могла
найти только в таком человеке, как Штольц.1
Штольц, в свою очередь, искал женщину,
равную ему по взглядам и силе характера.
Семейная жизнь Штольцев способствует
гармоничному взаимообогащающему разви-
тию обоих супругов. Андрей успокоился, он
всем доволен; правда, Ольгу мучают сомне-
ния: что дальше? неужели жизненный круг
замкнулся?
Но и Обломов не одинок. Он подсознатель-
но искал себе жену не как равного себе това-
рища, а как жену-мать. Такой женой стала
для него Пшеницына, для которой он предмет
обожания и самоотверженной заботливости.
Правда, под властью любящей и трудолюби-
вой Пшеницыной происходит духовное и фи-
зическое угасание Обломова.
Обломовщина и штольцевщина — два
противоположных мира, два полюса жизни.
Цель в жизни Обломова — жить спокойно.
Трудиться, он считает, бесполезно, все равно
толку не будет. Такой образ жизни не следу-
ет брать за образец, ведь герой в конце кон-
цов деградирует. Жизнь для Штольца —
труд. Но труд этот очень уж прост, а потому
скучен. Для полноценной жизни важно все:
взлеты и падения, горести и радости. В жиз-
ни Штольца этого нет, она удручающе одно-
473
образна. Ни обломовщину, ни штольцевщину
нельзя назвать полноценной жизнью, истина
лежит где-то посередине между этими двумя
образами жизни.