ЛЮБОВЬ В РОМАНЕ
И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»
Гончаров сказал: «Любовь движет миром
с силой архимедова рычага». Эти слова мож-
но взять эпиграфом не только к роману Гон-
чарова «Обломов», но и ко всей человеческой
жизни в целом.
Любовь в «Обломове», как и в других ро-
манах, играет огромную роль. Ею можно
объяснить многие поступки героев, она —
причина радости и страданий. Любовь — это
то, что есть в человеке самое прекрасное, что
заставляет его совершать прекрасные по-
ступки.
Каждый герой романа, как и любой из
нас, воспринимает любовь по-своему, каж-
дый рисует в воображении свой идеал люби-
мой или любимого. В романе Гончаров пока-
зывает несколько любовных линий: Обломов
и Ольга, Штольц и Ольга, Обломов и Пшени-
цына, Захар и Анисья. Все они, несмотря на
различия, имеют общие черты.
Любовь Ольги и Обломова появилась в
результате заботы Штольца. Этот деятель-
ный человек не может смириться с апатией
друга, поэтому предпринимает попытки воз-
родить его к жизни. Штольц описывает Оль-
ге прекрасные душевные качества Обломо-
ва: его нежность, доброту, ум. Ольга пытает-
ся «растормошить Обломова». Сначала это
кажется ей забавой, тем более что Обломов
прямо на глазах начинает возрождаться. Он
и сам живет любовью: «...встает он в семь ча-
сов, читает, носит куда-то книги. На лице ни
сна, ни усталости, ни скуки. Но нем появи-
лись даже краски, в глазах блеск, что-то вро-
де отваги или, по крайней мере, самоуверен-
ности». Но Ольга и в самом деле влюбляется
в Обломова. Теперь это уже не игра. Ольга
готова многое дать своему избраннику, но
и от него ждет самоотверженной отдачи. И,
увы, сталкивается с инертностью Обломова.
Любовь начинает тяготить Илью Ильича. Он
понимает, "что «и в любви нет покоя». Тра-
гичный итог неминуем, герои расстаются.
Мне кажется, причина в том, что оба любили
созданный ими образ, а не конкретного чело-
века. Илья Ильич понял это и в письме к
Ольге пишет: «...ваше настоящее «люблю» не
есть настоящая любовь, а будущая. Это толь-
ко бессознательная потребность любить, ко-
торая за недостатком настоящей пищи... вы-
сказывается иногда у женщин в ласках к ре-
бенку, к другой женщине, даже просто в
слезах или истерических припадках... Вы
ошибаетесь, перед вами не тот, кого вы жда-
479
ли, о ком мечтали. Погодите — он придет,
и тогда вы очнетесь; вам будет досадно и
стыдно за свою ошибку». Вскоре и сама Оль-
га поняла всю призрачность своей любви.
В разговоре со Штольцем об Обломове она
создала для себя идеальный образ и полюби-
ла его. Ольга любила не того Обломова, какой
он есть на самом деле, а свое творение, то, что
могло получиться потом, в будущем. А Обло-
мов? Он вернулся к прежней жизни, к дива-
ну и к халату. Ему больно потерять Ольгу.
Но ведь и Обломов любит не живого -челове-
ка, а придуманный им образ. Осознай он на-
стоящую натуру Ольги, ему бы и в голову не
пришло поместить ее в свой будущий вооб-
ражаемый мир. Для Обломова идеальный
брак — это нечто другое: «...а подле гордо-
стыдливой покойной подруги спит беззабот-
ный человек. Он засыпает с уверенностью,
проснувшись, встретить тот же кроткий сим-
патичный взгляд. И через двадцать, тридцать
лет...» Он, выросший в Обломовке и усвоивший
с детства только одну философию: все долж-
но находиться в состоянии покоя, никогда не
поймет деятельную натуру Ольги.
Но любовь, какая бы она ни была, не про-
ходит бесследно. Она разбудила в Обломове
лучшие его качества. Теперь мы симпатизи-
руем ему, видим в нем нечто большее, чем
просто бездеятельного человека. Любовь из-
менила и Ольгу. Первым это заметил Штольц.
«Как она созрела, боже мой! Как развилась
эта девочка! Кто же был • ее учителем? Где
она брала уроки жизни? У барона? Там глад-
ко, не почерпнешь ничего в его щегольских
фразах! Не у Ильи же!..» Если разобраться,
то и сам Штольц хочет спокойной долгой люб-
ви. Только, в отличие от Обломова, в любви
Штольц, как и в жизни, не терпит-ни малей-
шей неопределенности, недосказанности. Все
должно быть разобрано и разложено по по-
лочкам, -чтобы противоречия не накаплива-
лись и не угрожали жизни супругов в буду-
щем. Штольц счастлив в браке. Он добился,
чего хотел, и нашел в Ольге то, что искал:
способность думать, как он, быть наравне
с ним. Они не находятся на разных полюсах,
как Обломов и Ольга, они оба передовые лю-
ди: умные, откровенные, стремящиеся к зна-
ниям. Но в душу Ольги закрадываются со-
мнения, ей кажется, что чего-то в ее жизни
все же недостает, она мечтает о чем-то не-
сбыточном. Быть может, идеал Ольги — это
мужчина, который воплотил бы в себе ду-
шевные качества Обломова и деятельную на-
туру Штольца.
Обломов же находит свой идеал в Пшени-
цыной. Произошло это тихо и незаметно. Ле-
жа на диване, видя перед собой старатель-
ную Агафью Матвеевну, Обломов влюбляет-
ся в нее. Она отличная хозяйка, добрая и
верная жена. Но главное в том, что она со-
здала для Ильи Ильича его Обломовку, к ко-
торой он стремился. Дом Пшеницыной и есть
Обломовка. Обломов снова попал в ту среду,
воспоминания о которой у него сохранились
с детства. С того самого момента, когда Илья
Ильич переступил порог дома Агафьи Мат-
веевны, он был обречен вернуться в Обло-
мовку, вернуться к своей прежней жизни,
умереть для окружающих и начать жить по
своей мечте. Любовь Пшеницыной ничего не
требует от Обломова, более того, хозяйка са-
ма идет на жертвы во имя этой любви. «...Она
не знала, что с ней делается, никогда не
спрашивала себя, а перешла под это сладост-
ное иго безусловно, без сопротивлений и ув-
лечений, без трепета, без страсти, без смут-
ных предчувствий, томлений, без игры и му-
зыки нерв... Полюбила Обломова просто, как
будто простудилась и схватила неизлечимую
лихорадку». Любовь Пшеницыной самоотвер-
женна и преданна. Кажется, что вся ее жизнь
прошла в ожидании человека, которого можно
.бы было преданно любить и окружать забо-
той. Она взяла на себя роль полновластной
хозяйки и отлично с ней справляется. Она
готовит воскресные пироги, закладывает
свои вещи, о чем совсем не догадывается Об-
ломов, только бы барин ни в чем не нуждал-
ся. Такая любовь очень похожа на материн-
скую любовь и заботу. Но, может быть, Об-
ломову и нужна была такая жена, которая
воплотила в себе качества жены и матери од-
новременно.
В романе есть еще одна линия любви. Она
прослеживается в отношениях между слугой
Обломова Захаром и Анисьей. Эти люди по-
своему счастливы, они тоже нашли в жизни
свой идеал. Захар считает себя человеком
умным и делает вид, что не прислушивается
к женским советам, но потом поступает так,
480
как говорит ему жена. Анисья все это видит,
воспринимает как должное и счастлива.
Все эти состоявшиеся браки разные, но
нельзя сказать, какой из них лучше, какой
хуже. Важно то, что в них каждый из парт-
неров нашел то, чего искал. Счастлив Обло-
мов, потому что жена от него ничего не тре-
бует, в то же время всецело заботясь о нем.
Счастлива и Агафья, потому что ее каждо-
дневные хлопоты и вечное движение приоб-
рели высший смысл. Штольц тоже нашел
свой идеал женщины.
Тема любви вечна, и, пока на земле есть
люди, есть и любовь.