АНАЛИЗ
ОДНОГО ИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ
Ф. И. ТЮТЧЕВА
(«Не то, что мните вы, природа...»)
Одно из самых замечательных явлений
русской поэзии — стихотворения Ф. И. Тют-
чева о пленительной русской природе.
Ни для кого из русских поэтов, кроме разве
его младшего современника А. Фета, природа
не являлась таким постоянным источником
впечатлений и раздумий, как для Тютчева.
Поэт был тончайшим мастером стихотвор-
ных пейзажей. Но в его стихотворениях, вос-
певающих картины и явления природы, нет
бездумного любования. Природа вызывает
у поэта размышления о загадках мирозда-
ния, о вечных вопросах человеческого бытия.
Она редко предстает как просто фон, в сти-
хах Тютчева она одухотворена, мыслит, чув-
ствует, говорит:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Стихотворение «Не то, что мните вы, при-
рода» написано в форме обращения. У него
нет заглавия, что придает ему более глубо-
кий смысл. Поэт выступает против тех, кто
недооценивает природу, говорит о людской
глухоте, очерствении души из-за отдаления
человека от вечного:
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах...
Строки стихотворения принадлежат поэту
особого склада: философского. Это значит,
что у него был не только дар пейзажиста, но
и своя философия природы. Все в природе
представляется Тютчеву живым, полным глу-
бокого значения, все говорит с ним «понятным
сердцу языком». Стихотворение начинается
со слова «не», чтобы полнее оградить читате-
ля от неверного понимания природы. «Душу»,
жизнь природы поэт стремился понять и за-
печатлеть во всех ее проявлениях. Стихотво-
рение содержит те образы, из которых приро-
да складывалась для самого Тютчева.
Написано оно четырехстопным ямбом,
а перекрестный способ рифмовки гармониру-
ет в нем с чередованием женских и мужских
482
рифм. Ассонанс на «и», «а» и «о» придает
стихотворению возвышенный тон, обилие со-
норных согласных (аллитерация) делает его
более мелодичным и музыкальным. Более
торжественно оно звучит благодаря употреб-
лению устаревших слов («лик», «чрево»,
«древо») и ударения («приклеил»). Особая
же смысловая нагрузка создается при помо-
щи анафоры:
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Илъ зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..
Автор использует такие выразительные
художественные средства, как олицетворение
(«Солнцы не дышат», «не совещалась в беседе
дружеской гроза»), метафоры («весна не цве-
ла», «ночь нема была»), сравнения («живут в
сем мире, как впотьмах»). Все это придает ре-
чи красочность и выразительность, способст-
вует наиболее полному раскрытию художест-
венного образа. В стихотворении встречаются
типичные для тютчевской поэзии сложные
предложения, часто в конце их ставятся вос-
клицательные знаки, что придает художест-
венной речи нужную авторскую интонацию.
В стихотворении «Не то, что мните вы,
природа» есть отточия, заменяющие строки,,
которые в свое время были изъяты цензурой,
а впоследствии утеряны. И все же стихотво-
рение не потеряло своего смысла, главной
идеи — взаимоотношений человека и приро-
ды. Через все произведение автор проводит
мысль о том, что «глухие» люди не умеют
чувствовать, а следовательно, не умеют жить.
И если для них природа безлика, то для Тют-
чева она — «голос матери самой». Ее образа-
ми он выражает свои сокровенные мысли,
чувства, сомнения.