ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ
Ф. И. ТЮТЧЕВА
Наверное, нет человека, который, прочи-
тав хоть один раз стихи Тютчева, останется
к ним равнодушным. Поэзия Тютчева дышит
свежестью и чистотой, земной красотой и ко-
смическим совершенством. Тютчев умеет
описать то простое, что мы видим в мире, та-
кими необычными словами, что оно предста-
ет перед нами совсем в другом свете. Только
Тютчев может сравнить «кроткую улыбку
увяданья» со «стыдливостью страданья» ра-
зумного существа (стихотворение «Осенний
вечер»), дождевые капли с людскими слеза-
ми {стихотворение «Слезы людские, о слезы
людские...»).
Лирика Тютчева разнообразна и неповто-
рима, но вся она проникнута философским
смыслом. Эту философскую мысль мы видим
в описании природы, в темах родины и люб-
ви. Природа в лирике Тютчева живая и не-
повторимая, она имеет свои образы. Весна —
время пробуждения, время новой жизни
и новых надежд. На эту тему написаны сти-
хотворения «Весенняя гроза», «Вешние во-
ды». Весна всегда чиста и прекрасна:
Весенней негой утомлен,
Я впал в невольное забвенье;
Не знаю, долог ли был сон,
Но странно было пробужденъе.
Осень — время покоя, время ухода и про-
щания, время размышлений:
484
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест...
Недаром именно осенью Тютчев пишет
свое знаменитое стихотворение «Умом Рос-
сию не понять...».
Весна у Тютчева — это не только настоя-
щее. Она имеет протяженность: бегут веш-
ние воды, проясняются небеса; муза весны
напрямую связана с будущим. Осень напол-
нена пустотой и земным мотивом. Осень —
это вечность:
А там, в торжественном покое,
Разоблаченная с утра,
Сияет Белая гора,
Как откровенье неземное.
Природа у Тютчева всегда прекрасна. По-
эт всматривается в нее, прислушивается к ее
звукам и пытается понять и постичь все ее
душевные тайны. И тогда можно почувство-
вать слияние человека и природы (стихотво-
рение «Так, в жизни есть мгновенья...»).
Как и всякий русский поэт, Тютчев много
стихов посвятил родине. Признавая величие
живой души в природе, он подобным образом
видел ее и в России. Тютчев считает, что Рос-
сия призвана внутренне и внешним образом
обновить человечество. Поэт не только любил
Россию, он верил в нее: «...в Россию можно
только верить». Вера в Россию была созна-
тельно выработанным убеждением (стихотво-
рение «На взятие Варшавы»). В своей борьбе
с братским народом Россия руководствова-
лась прежде всего необходимостью «державы
цельность соблюсти», для того чтобы:
Славян родные поколенья
Под знамя русское собрать
И весть на подвиг просвещенъя
Единомысленную рать,
Тютчев полагал, что Россия должна дер-
жаться единства, основанного на духовных
началах:
Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, Свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?..
Растленъе душ и пустота.
Что гложет ум и сердце ноет, —
Кто их излечит, кто прикроет?..
Ты, риза чистая Христа...
Судьба России зависит не от исхода вну-
тренней нравственной борьбы светлого и
темного начал в ней самой. Условия для ис-
полнения ее космической миссии есть внут-
ренняя победа добра над злом.
Тютчев — современник Пушкина, но
взгляды этих двух поэтов на поэзию совер-
шенно разные. В поэзии Пушкина преобла-
дают эмоции, чувства, впечатления. Тютчев
же постигает начала и основания бытия, фи-
лософские начала мира. Но тютчевская по-
эзия имеет религиозный характер, корни
которого исходят из христианских сюжетов.
Вот как рисует поэт сценарий окончания
мира:
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!
Тютчев не только стремится познать бы-
тие, он одновременно отвечает на его вопро-
сы. Бытие для Тютчева — это вечность, Бог,
и этот Бог наблюдает за нами. Его глаза —
звезды, его сила велика:
Он милосердый, всемогущий,
Он; греющий своим лучом
И пышный цвет, на воздухе цветущий,
И чистый перл на дне морском.
Поэзия — это не просто чистая филосо-
фия. У нее есть свои образы и категории.
Эти .категории Тютчев рисует в виде симво-
лов, знаков:
Есть близнецы — для земнороднь1Х
Два божества — то Смерть и Сон,
Как брат с сестрою дивно сходных —
Она угрюмей, кротче он...
Философские начала связаны с хрис-
тианским мотивами в лирике. Эти христи-
анские начала часто выливаются в любовь к
Богу:
Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я ему еще молиться мог.
Это стихотворение написано под впечат-
лением любви к Денисьевой. Замечательным
стихотворением на христианский мотив яв-
ляется «И в Божьем мире то ж бывает...». Оно
проникнуто светлой надеждой. Именно «в Бо-
жьем мире» Тютчев обретает успокоение. Он
ищет и находит свою дорогу к Богу.
485
Уже говорилось, что Тютчев мыслит об-
разами. Это как земные, нам понятные обра-
зы, так и образ Вечности — хаос. Тютчев
представляет хаос как землю и противопос-
тавляет ее небу, космосу. Образ хаоса прояв-
ляется в виде тьмы, океана, души, бездны,
ночи. Критик Лаврецкий отозвался об образе
тютчевского хаоса: «Хаос, по Тютчеву, бес-
форменная и безличная, темная, слепая, не-
организованная и зыбкая, как библейские во-
ды, кипящая дурная основа Мира. Из этой
грубой ткани созидается риза Богов, красоч-
ный, многообразный мир форм...» Мотив хаоса
присутствует в стихотворении «Последний
катаклизм». В стихотворении «Безумие» хаос
способен принимать различную форму, в сти-
хотворении «29-е января» он выражается
«в безвременной тьме». Хаос может прини-
мать форму моря:
И бунтует и клокочет,
Хлещет, свищет и ревет.
При этом Тютчев противопоставляет
хаос — море состоянию покоя, где покой —
утес:
Волн неистовых прибоем
Беспрерывно вал морской
С ревом, свистом, визгом, воем
Бьет в утес береговой,
Но, спокойный и надменный...
Во всех этих стихах хаос подразумевает-
ся. В стихотворении «Сон на море» поэт на-
зывает его своим именем:
..Я в хаосе звуков лежал оглушен,
Но над хаосом звуков носился мой сон...
О Тютчеве как о поэте мы не будем иметь
полное представление, если не скажем еще об
одной его теме — теме любви. Любовь Тютче-
ва — это не чувства, переживания или состо-
яние души. Любовь показана во взаимосвязи
с космосом и хаосом. В стихотворении «Пре-
допределение» Тютчев говорит о любви как
о «поединке роковом»:
Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —
Их съединенъе, сочетанъе,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...
В стихотворении «Близнецы», любви про-
тивопоставляется самоубийство. Любовь бы-
вает разной: взаимной и неразделенной. И не
всегда любовь приносит радость и счастье.
Бывает как раз наоборот. Самоубийство и
Любовь здесь такие же образы, как Смерть
и Сон:
И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений —
Самоубийство и Любовь!
Говоря о тематике произведений Тютчева,
надо помнить, что в его лирике трудно выде-
лить какие-то самостоятельные темы. И лю-
бовь, и поэзия, и философия — все слито во-
едино и существует в неразрывном виде.
Среди стихотворений о любви выделяются
те, в которых отражена любовь самого поэта
к Денисьевой. Одно из таких автобиографи-
ческих стихотворений — «О, как убийствен-
но мы любим...». Здесь поэт как бы подводит
итог всей любви: это великое чувство, но
оно, к сожалению, не вечно. Любовь нужно
беречь и охранять, иначе она погибнет: «Год
не прошел — спроси и сведай, что уцелело
от нея?..»
Тютчевская поэзия — это сильный порыв
к истине, душевное человеческое устремле-
ние, состояние души самого поэта. Она пре-
красна и незабываема.