ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИРИКИ
Ф. И. ТЮТЧЕВА
Художническая судьба поэта необычна:
это судьба последнего русского романтика,
творившего в эпоху торжества реализма и
все-таки сохранившего верность заветам ро-
мантического искусства. Романтизм Тютчева
проявляется, прежде всего, в изображении
природы. Преобладание пейзажей — одна из
примет его лирики. При этом изображение
природы и мысль о природе соединены у Тют-
чева воедино: его пейзажи получают символи-
ческий философский смысл, а мысль обрета-
ет выразительность.
Природа у Тютчева изменчива, динамич-
на. Она не знает покоя, показана в борьбе
противоборствующих сил, она многолика, на-
сыщена звуками, красками, запахами. Лири-
ка поэта проникнута восторгом перед величи-
ем и красотой, бесконечностью и многообра-
зием природного царства. Природа в стихах
Тютчева одухотворена, очеловечена. Словно
живое существо, она чувствует, дышит, ра-
дуется и грустит. Само по себе одушевление
природы обычно для поэзии. Но для Тютчева
это не просто олицетворение, не просто мета-
фора: живую красоту природы он «принимал
и понимал не как свою фантазию, а как исти-
ну». Пейзажи поэта проникнуты типично ро-
мантическим чувством; это не просто описа-
ние природы, а драматические эпизоды одно-
го сплошного действия.
Одним из ярчайших примеров мастерства
Тютчева-пейзажиста является стихотворение
«Осенний вечер». Стихотворение явно порож-
дено конкретными впечатлениями, вызванной
ими грустью, но в то же время пронизано тют-
чевскими трагическими раздумьями о прита-
ившихся бурях хаоса:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенъе — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
Краткое, двенадцатистрочное стихотво-
рение — это не столько описание своеобра-
зия осеннего вечера, сколько обобщенное
философское раздумье о времени. Нужно от-
метить, что ни одна точка не прерывает дви-
жение мысли и наблюдения, все стихотворе-
488
ние прочитывается в молитвенном преклоне-
нии перед великим таинством природы
Поэт видит на всем кроткую улыбку увя-
данья. Таинственная прелесть природы вби-
рает в себя и зловещий блеск дерев, и пред-
смертную багряность осенней листвы; земля
грустно сиротеет, но лазурь над нею туман-
ная и тихая, словно предчувствие бурь, про-
носится холодный ветер.
За видимыми явлениями природы незри-
мо «хаос шевелится» — таинственная, непо-
стижимая, прекрасная глубина первозданно-
го. И в этом едином дыхании природы лишь
человек осознает «божественность» ее красо-
ты и боль ее «стыдливого страданья».
За год до написания «Осеннего вечера»
Тютчевым был создан «Летний вечер». Эти
стихотворения тесно связаны, хотя и написа-
ны в разных тональностях:
Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.
Уж звезды светлые взошли,
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.
В «Осеннем вечере» он «падал», в этом же
стихотворении его поднимают еще выше, чем
он был. Все стихотворение «Летний вечер»
написано в полутонах: звезды «приподняли»
небосвод, «трепет пробежал по жилам», зем-
ля «скатила» солнце. В стихотворении отсут-
ствуют резкие движения, все плавно, мед-
ленно. В «Осеннем вечере» все наоборот: по-
рывы ветра, бури. Поэта томят предчувствия
и тревоги, между тем как в «Летнем вечере»
все мирно, «грудь дышит легче и вольней».
В этом стихотворении преобладают светлые,
спокойные краски, а в «Осеннем вечере» —
темные, размытые, мрачные.
Противопоставления вообще характер-
ны для творчества Тютчева. Он нередко со-
здавал произведения противоположные по
настроению и мысли, что свойственно сти-
хотворениям «Осенний вечер» и «Летний
вечер». В них можно наметить несколько
направлений антитезы: верх — низ; свет —
тьма; жизнь — смерть; покой — буря. Бла-
годаря сравнению этих стихотворений нам
удалось рассмотреть, как Тютчев прекрасно
смог изобразить разные состояния природы
и через них — изменчивость состояний че-
ловека.