ПРИРОДА В ЛИРИКЕ
Ф. И. ТЮТЧЕВА
Лирика Тютчева занимает особое место
в русской поэзии. В свежих и волнующе при-
тягательных стихах Тютчева красота поэти-
ческих образов сочетается с глубиною мысли
и остротой философских обобщений. Лирика
Тютчева — это маленькая частица большого
целого, но это маленькое воспринимается не
отдельно, а находящимся во взаимосвязи со
всем миром и в то же время несущим в себе
самостоятельную идею.
Особое место в лирике Тютчева занимает
тема природы. Писарев отметил: «В сознание
читателя Тютчев вошел прежде всего как пе-
вец природы...»
Природа Тютчева поэтична и одухотворе-
на. Она живая, может чувствовать, радовать-
ся и грустить:
489
Сияет солнце, воды блещут,
Во всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Одухотворение природы, наделение ее че-
ловеческими чувствами, духовностью порож-
дает восприятие природы как огромного чело-
веческого существа. Особенно ярко это прояв-
ляется в стихотворении «Летний вечер». Закат
у поэта ассоциируется с «раскаленным ша-
ром», который скатила со своей головы земля;
«светлые звезды» у Тютчева приподнимают
небесный свод.
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды.
Близко по тематике стихотворение «Осен-
ний вечер». В нем слышится та же одухотво-
ренность природы, восприятие ее в виде жи-
вого организма:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев тпомный, легкий шелест...
Картина осеннего вечера полна живого,
трепетного дыхания. Вечерняя природа не
только какими-то отдельными признаками по-
хожа на живое существо: «...на всем та крот-
кая улыбка увяданья, что в существе разум-
ном мы зовем божественной стыдливостью
страданья», она вся живая и очеловеченная.
Вот почему и шелест листьев легкий и том-
ный, светлость вечера полна неизъяснимой
притягательной прелести, и земля не только
грустная, но и по-человечески сиротеющая.
Изображая природу как живое существо,
Тютчев наделяет ее не только разнообразны-
ми красками, но и движением. Поэт рисует
не одно какое-нибудь состояние природы, а
показывает ее в разнообразии оттенков и со-
стояний. Это то, что можно назвать бытием,
бытием природы. В стихотворении «Вчера»
Тютчев изображает солнечный луч. Мы не
только видим движение луча, как он посте-
пенно пробрался в комнату, «ухватился за
одеяло», «взобрался на ложе», но и чувству-
ем его прикосновение.
Живое богатство тютчевской природы ог-
раниченно. Да, природа живая, возвышен-
ная, но далеко не все предметно-живое тро-
гает поэта. Ему чужды прозаическое обли-
чье поэзии, ее обыденность и предметная
простота. Природа у Тютчева универсальна,
она проявляется не только на земле, но и
через космос. В стихотворении «Утро в го-
рах» начало читается просто как пейзажная
зарисовка:
Лазурь небесная смеется,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой.
Но дальше мы видим масштабность и та-
инственную величавость природы:
Лишь высших гор до половины '
Туманы покрывают скат,
Как бы воздушные руины
Волшебством созданных палат.
Поэзия Тютчева всегда стремится ввысь,
как бы для того, чтобы познать вечность, при-
общиться к красоте неземного откровения:
«А там, в торжественном покое, разоблаченная
с утра, сияет Белая гора, как откровенье не-
земное». Может быть, поэтому символом чис-
тоты и истины у Тютчева является небо.
В стихотворении «Кончен пир, умолкли хо-
ры...» сначала дается обобщенный образ мира:
Кончен пир, мы поздно встали —
Звезды на небе сияли,
Ночь достигла половины...
Вторая часть как бы приоткрывает заве-
су. Тема неба, только чуть-чуть намеченная
вначале, теперь звучит сильно и уверенно:
Как над беспокойным градом,
Над дворцами, над домами,
Шумным уличным движеньем
С тускло-рдяным освещеньем
И бессонными толпами, —
Как над этим дольным чадом,
В горнем выспреннем пределе
Звезды чистые горели,
Отвечая смертным взглядам
Непорочными лучами...
Одна из основных тем лирики прирйды
Тютчева — тема ночи. Многие тютчевские
стихи посвящены природе не просто в раз-
ные времена года, но и в разные времена су-
ток, в частности ночью. Здесь природа несет
в себе философский смысл. Она помогает про-
никнуть в «тайное тайных» человека. Тют-
чевская ночь не просто красива, ее красота
величественна:
490
Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна.'
Ночь для Тютчева прежде всего святая:
«Святая ночь на небосклон взошла.,.» В ней
столько тайн и загадок:
...На мир дневной спустилася завеса;
Изнемогло движенье, труд уснул...
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный еженочный гул...
Откуда он, сей гул непостижимый?..
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном?..
Мастерство Тютчева поражает. Он умеет
найти в самых обыкновенных природных яв-
лениях то, что служит точнейшим зеркаль-
ным отображением красоты, и описать это
простым языком:
Лил теплый, летний дождь — его струи
По листьям весело звучали...
Тютчевская поэзия бывает возвышенной
и земной, радостной и грустной, живой и кос-
мически-холодной, но всегда неповторимой, та-
кой, которую нельзя забыть, если хоть раз
прикоснешься к ее красоте. «О Тютчеве не ду-
мает тот, кто его не чувствует, тем самым до-
казывая, что он не чувствует поэзии». Эти сло-
ва Тургенева как нельзя лучше показывают
великолепие поэзии Тютчева,