РАЗНООБРАЗИЕ ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА
К середине XIX века в русской поэзии
стали намечаться два направления: демокра-
тическое и направление «чистого искусства».
Сторонником и идеологом «чистого искусст-
ва» был А. А. Фет. Фет, так же как и все при-
верженцы этого направления, считал, что ис-
кусство должно существовать только само
для себя, без никакой практической пользы.
Поэтому в его поэзии совершенно отсутству-
ют гражданские мотивы и какие-либо связи
с общественными проблемами того времени.
Долгое время критики обвиняли поэтов «чи-
стого искусства» в узости мышления. Луч-
шим ответом на такого рода обвинения будет
высказывание Писарева: «Замечательный
поэт откликнулся на интересы века не по
долгу гражданина, а по невольному влече-
нию, по естественной отзывчивости». Ведь не
зря столь многие стихи Фета стали романса-
ми: «Сияла ночь. Луной был полон сад...»,
«В дымке-невидимке...», «О, долго буду я, в
молчаньи ночи тайной...», а также знаменитое
«На заре ты ее не буди...». В последнем сти-
хотворении слиты в поэтическом мире Фета
и неотделимы друг от друга вечные понятия:
любовь, музыка и природа. Здесь присутст-
вует героиня, но Фет не раскрывает ее внут-
реннего мира, не описывает ее, а как бы из
отдельных моментов плетет целостную кар-
тину. В большинстве стихотворений Фета
образы расплывчаты и неопределенны,
но поэт через них передает свое собственное
ощущение.
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
В этом стихотворении показана картина
природы. Тема природы — преобладающая в
лирике Фета. Его природа одухотворена, и
это роднит его с Тютчевым:
Как майский глубокий
Зефир, ты, мой друг, хороша.
Поэзия для Фета — высший род художе-
ства. Поэт наделяет свое слово и музыкаль-
ными звуками, и красками, и пластическими
формами. Картины природы, нарисованные
им в стихах, играют всеми цветами радуги,
а сами стихи звучат как музыка:
Смотри, красавица, на матовом фарфоре, —
Румяный русский плод и южный виноград.
Как ярко яблоко на лиственном узоре!
Как влагой ягоды на солнышке горят!
494
Образы природы яркие и впечатляющие.
В нескольких словах поэт рисует такую точ-
ную картину природы, что она воспринима-
ется нами как живая:
Уснули метели
С печальной зимой,
Грачи прилетели,
Пахнуло весной.
Широкая карта
Полночной земли
Чернеет, и марта
Ручьи потекли.
Природа у Фета — целая и законченная
картина, которую поэт создает при помощи
противоположных образов. В стихотворении
«Какая холодная осень!..» поэт вносит слова
о пожаре, которые придают картине закон-
ченность. Ведь именно осень ассоциируется
с пожаром:
Какая холодная осень.'
Надень свою шаль и капот,
Смотри: из-за дремлющих сосен
Как будто пожар восстает.
Сияние северной ночи
Я помню всегда близ тебя,
И светят фосфорные очи,
Да только не греют меня.
Поэта влекут неуловимые, загадочные и
не вполне ясные ощущения, навеваемые на
него природой, любовью, созерцанием пре-
красного. Фет — поэт непосредственных пе-
реживаний. Лирика Фета выражает то, что
скрыто в душе. Фет более всего ценил в ис-
кусстве живую естественность влечения
сердца.
Поэт стремится выразить невыразимое
через мгновенную лирическую вспышку, на-
веять читателю охватившее его настроение.
Лирическое переживание не может быть
длительным, и Фет создает короткие, в две-
три строфы, стихотворения.
Фет тонкими ненавязчивыми штрихами
устанавливает родство между природой и че-
ловеком. Здесь звучат одновременно умиро-
творение и тревога:
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спгст залив.
Однако Фет не только жизнерадостный
поэт красоты, любви, но и трагический поэт.
В его душе живет разлад между художни-
ком, пробивающим путь к идеалу, и пропо-
ведником, который добывает истину. Фет по-
стоянно бился над разрешением загадок бы-
тия. Он верил в свои могучие творческие
силы и в то же время сомневался в них. Че-
ловек и Вселенная для него две равнознач-
ные силы. Его не пугает смерть, а жизнь,
по его представлениям, измеряется лишь
творческим огнем:
Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет, уходя.
Несмотря на то что критики того времени
не жаловали поэта, его популярность в Рос-
сии была велика. • Это свидетельствует о
большом таланте Фета. Популярность его не
уменьшается и в наши дни.