|
|
ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А. А. ФЕТА |
|
ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А. А. ФЕТА Тема любви является одной из составля- ющих теории «чистого искусства», наиболее широко в русской литературе отраженной в стихах А.А.Фета и Ф.Тютчева. Эта вечная тема поэзии нашла у этих поэтов иное пре- ломление и зазвучала несколько по-новому. Салтыков-Щедрин писал, что теперь никто не отважится воспевать соловьев и розы. Для творчества Фета тема любви явилась ос- новополагающей . Создание прекрасных стихов о любви объясняется не только особенностями даро- вания поэта. Здесь имеется и реальная био- графическая подоплека. Источником вдох- новения для поэта явилась любовь его моло- дости — дочь сербского помещика Мария Лазич. Любовь их была столь сильна и вы- сока, сколь и трагична. Лазич знала, что Фет никогда не женится на ней, тем не ме- нее ее последними словами перед смертью было восклицание: «Виноват не он, а я!» Об- стоятельства ее смерти так и не выяснены, но есть основания полагать, что это было са- моубийство. Сознание косвенной вины и тя- жести утраты тяготило Фета на протяже- нии всей его жизни, и результатом этого явилось «двоемирие», чем-то подобное дво- емирию Жуковского. Современники отмеча- ли холодность, расчетливость и даже неко- торую жестокость Фета в повседневной жизни. Но какой контраст это составляет с другим миром Фета — миром его лириче- ских переживаний, воплощенных в его сти- хотворениях. Всю жизнь Жуковский верил в соедине- ние с Машей Протасовой в другом мире, он жил этими мыслями. Фет также погружен в свой собственный мир, ведь только в нем воз- можно единение с любимой. Фет ощущает себя и любимую (свое «второе я») нераздель- но слитыми в другом бытии, реально продол- жающемся в мире поэзии: «И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить, но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить». («АНег е#о».) Поэт постоянно ощущает духовную близость со своей любимой. Об этом стихотворения «Ты отстрадала, я еще страдаю...», «В тиши и мраке таинственной ночи...». Он дает люби- мой торжественное обещание: «Я пронесу твой свет через жизнь земную: он мой — и с ним двойное бытие» («Томительно-при- зывно и напрасно...»). Поэт прямо говорит о «двойном бытии», о том, что его земную жизнь поможет ему перенести лишь «бессмертие» его любимой, что она жива в его душе. Действительно, для поэта образ любимой женщины на про- 500 тяжении всей жизни являлся не только пре- красным и давно ушедшим идеалом другого мира, но и нравственным судьей его земной жизни. В поэме «Сон», посвященной также Ма- рии Лазич, эти мотивы ощущаются особен- но четко. Поэма есть автобиографическая основа, в поручике Лосеве легко распозна- ется сам Фет, а средневековый дом, где он остановился, также имеет свой прототип в Дерпте. Комическое описание «клуба чер- тей» сменяется неким морализаторским ас- пектом: поручик колеблется в своем выборе, и ему вспоминается совсем иной образ — образ его давно умершей любимой. К ней он обращается за советом: «О, что б сказала ты, кого назвать при этих грешных помыс- лах не смею». В критике отмечалось соответствие этих строк словам Вергилия к Данте о том, что «как язычник, он не может сопровождать его в рай, и в спутники ему дается Беатри- че». Образ Марии Лазич (а это, несомненно, она) для Фета является нравственным идеа- лом, вся жизнь поэта — это стремление к идеалу и надежда на воссоединение с лю- бимой. Но любовная лирика Фета наполнена не только чувством надежды и упования. Она глубоко трагична. Ведь чувство любви очень противоречиво и чаще всего несет не только счастье, но и муки. В стихах Фета часто' встречаются такие сочетания, как «радость — страдание»: «блаженство страданий», «сла- дость тайных мук». Стихотворение «На заре ты ее не буди» все наполнено таким двояким смыслом. На первый взгляд перед нами без- мятежная картина утреннего сна девушки. Но уже второе четверостишие сообщает ка- кое-то напряжение и разрушает эту безмя- тежность: «И подушка ее горяча, и горяч уто- мительный сон». Появление «странных» эпитетов, таких, как «утомительный сон», указывает уже не на безмятежность, а на какое-то болезненное состояние, близкое к бреду. Далее объясня- ется причина этого состояния, стихотворение доходит до кульминации: «Все бледней ста- новилась она, сердце билось больней и боль- ней». Напряжение нарастает, и вдруг по- следнее четверостишие совершенно меняет картину, оставляя читателя в недоумении: «Не буди ж ты ее, не буди, на заре она слад- ко так спит». Эти строки представляют кон- траст с серединой стихотворения и возвра- щают нас к гармонии первых строк, но уже на новом витке. Призыв «не буди ж ты ее» звучит уже как крик души. Такой же порыв страсти чувствуется и в стихотворении «Сияла ночь, луной был полон сад...», посвященном Татьяне Вере. Напряже- ние подчеркивается рефреном: «Тебя любить, обнять и плакать над тобой». В этом стихотво- рении тихая картина ночного сада сменяется и контрастирует с бурей в душе поэта: «Рояль был весь раскрыт и струны в нем дрожали, как и сердца у нас за песнею твоей». «Томительная и скучная» жизнь противо- поставлена «сердца жгучей муке», цель жиз- ни сосредоточена в едином порыве души, пусть даже в нем она сгорает дотла. Для Фе- та любовь — костер, как и поэзия — пламя, в котором сгорает душа. «Ужель ничто тебе в то время не шепнуло: там человек сгорел!» — восклицает Фет в стихотворении «Когда чита- ла ты мучительные строки...». Похоже, что так же Фет мог сказать о собственных муках лю- бовных переживаний. Но один раз «сгорев», то есть пережив настоящую любовь, Фет тем не менее не опустошен, он на всю свою жизнь сохранил в памяти свежесть этих чувств и об- раз любимой. Как-то Фета спросили, как может он в его годы так по-юношески писать о любви. Он ответил: «По памяти». Литературовед Бла- гой говорит, что Фет отличается исключи- тельно прочной поэтической памятью, и при- водит в пример стихотворение «На качелях», толчком для написания которого явилось воспоминание 40-летней давности (стихотво- рение написано в 1890 году). Фет в письме к Полонскому вспоминал, как «сорок лет то- му назад я качался на качелях с девушкой, стоя на доске, а платье ее трещало от ветра». Такая'«звуковая деталь», как платье, ко- торое «трещало от ветра», наиболее памят- на для поэта-музыканта. Вся поэзия Фета построена на звуках, переливах и звуковых образах. И. В.Тургенев говорил о Фете, что ждет от поэта стихотворения, последние строки которого надо будет передавать лишь без- 501 молвным шевелением губ. Ярким примером может служить стихотворение «Шепот, роб- кое дыханье...», которое построено на одних существительных и прилагательных, без единого глагола. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, и заря, заря!.. Запятые и восклицательный знак также передают великолепие и напряжение момен- та с реалистической конкретностью. Это сти- хотворение создает точный образ, который при близком рассмотрении являет хаос, «ряд волшебных», неуловимых для человеческого глаза «изменений», а в отдалении — точную картину. Фет, как импрессионист, основывает свою поэзию, в частности — описание любовных переживаний и воспоминаний, на непосред- ственной фиксации своих субъективных на- блюдений и впечатлений. Сгущение, но не смешение красочных мазков, как на карти- нах Моне, придает описанию любовных пере- живаний кульминационность и предельную четкость образу любимой. Какова же она? Еще А. Григорьев отметил у Фета страсть к волосам, имея в виду рассказ «Кактус». Эта страсть не раз проявляется в фетовских сти- хах: «люблю на локон твой засматриваться длинный», «кудрей руно златое», «тяжким узлом набежавшие косы», «прядь пушистая волос» и «косы лентой с обеих сторон». Хотя эти описания и носят несколько общий ха- рактер, тем не менее создается довольно чет- кий образ прекрасной девушки. По-другому Фет описывает ее глаза. То это «лучистый взор», то «недвижные очи, безум- ные очи» (аналогично стихотворению Ф. Тют- чева «Я очи знал, о эти очи»). «Твой взор от- крытой и бесстрашней», — пишет фет, и в этом же стихотворении он говорит о «тонких линиях идеала». Возлюбленная для Фета — нравственный судия и идеал. Она имеет боль- шую власть над поэтом на протяжении всей его жизни, хотя уже в 1850 году, вскоре после смерти Лазич, Фет пишет, что идеальный мир для него разрушен давно.
|
|
|
Случайный анекдот |
|
|
Встpечаются два мужика, одни дpугому жалуется: - Я когда домой-то выпивши пpихожу, жена меня из дому выгоняет, пpиходится на улице тусоваться... :((( - Хммм. А я вот когда выпивши пpихожу - снимаю с себя всю одежду, звоню в двеpь, жена откpывает, а я одежку-то в кваpтиpу бpосаю, а потом и сам захожу, жена-то голого мужа не выгонит ;) - Здоpово! Я наеpно то-ж так-же как-ниуть попpобую... Вот вечеpом стучится он в двеpь, двеpка-то откpвыается, бpосает мужик одежду и гооpит: -Эй жена ну а тееpь пустишь? Тут неожиданно двеpка-то закpывается, и милый женский голос сообщает: -Следующая станция метpо Мушкинское!
|
|
|