ОБРАЗ БАЗАРОВА В РОМАНЕ
И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»
(вариант 1)
Роман И.С.Тургенева отразил борьбу
двух социально-политических лагерей, сло-
жившихся в России к 60,-м годам XIX века.
Писатель передал в романе типичный кон-
фликт эпохи и поставил ряд актуальных про-
блем, в частности вопрос о характере и роли
«нового человека», деятеля в период револю-
ционной ситуации в Европе 60-х годов.
Выразителем идей революционной демо-
кратии стал Евгений Базаров, герой, кото-
рый противопоставлен в романе либераль-
ному дворянству. Образ Базарова занима-
ет центральное место в композиции романа.
Из 28 глав лишь в двух не появляется База-
ров, в остальных он главное действующее
лицо. Все основные образы романа группи-
руются вокруг него, раскрываются во взаи-
моотношениях с ним, резче и ярче оттеняют
те или иные черты его личности, подчерки-
вают его превосходство или недостатки, ум,
душевную силу, свидетельствуют о его оди-
ночестве в среде уездных аристократов.
Напомним, что герой эпохи 60-х годов —
разночинец-демократ, убежденный противник
дворянско-крепостнического строя, материа-
лист по мировоззрению, прошедший школу
труда и лишений, самостоятельно мыслящий
и независимый. Именно таков Базаров в изо-
бражении автора.
Сюжет романа строится на столкновении
Базарова с миром аристократов. Тургенев
сразу же показывает, что Базаров — демо-
крат, разночинец, человек труда — чужд
аристократическому этикету и условностям.
В столкновении с «барчуками проклятыми»
его облик раскрывается полностью. В романе
широко используется прием контраста: База-
ров противопоставлен Павлу Петровичу, ари-
стократизм одного — демократизму другого.
Последовательность, убежденность, воля и
целеустремленность Базарова контрастиру-
ют с раздвоенностью Аркадия, с его случай-
ными убеждениями, мягкотелостью и отсут-
ствием осознанной цели.
Именно в столкновении с различными пер-
сонажами, противопоставленными ему, рас-
крываются замечательные черты Базарова:
в спорах с Павлом Петровичем — зрелость
ума, глубина суждений и непримиримая не-
нависть к режиму; во взаимоотношениях с
Аркадием — способность привлекать на свою
сторону молодежь, быть учителем, воспи-
тателем, честность и бескомпромиссность в
дружбе; в отношении с Одинцовой — умение
глубоко и по-настоящему любить, цельность
натуры, сила воли и чувство собственного
достоинства. Главное место в романе зани-
мают сцены споров. Герои Тургенева рас-
крывают свое мировоззрение в прямых вы-
сказываниях, в столкновениях со своими
идейными противниками. Базаров — натура
независимая, не склоняющаяся ни перед ка-
кими авторитетами, а подвергающая все со-
мнению. Типичен для шестидесятников и ин-
терес Базарова к естественным наукам, хотя
ни карьера ученого, ни карьера врача не ста-
ли бы его уделом.
Тургенев проводит своего героя через
ряд испытаний (а это вообще типично для
романов этого автора). Он испытывает База-
рова и дружбой, и любовью, и смертью. Тур-
генев как бы со стороны наблюдает за тем,
как ведет себя его герой в этих ситуациях.
И если любовь к Одинцовой, женщине ум-
ной, гордой, сильной, под стать самому База-
рову, побеждает принципы нигилизма (ведь
Базаров называл любовь «белибердой», пре-
зрительно относился к идеальным, романти-
ческим чувствам, признавал любовь только
физиологическую: «Нравится тебе женщина,
так возьми ее!» Сам же, влюбившись, вдруг
почувствовал романтика в самом себе), то
в предсмертной сцене Базаров верен своим
идеалам до конца, он не сломлен, гордо смо-
трит смерти в глаза. Многие критики счита-
ют эту сцену самой сильной, живой и трога-
тельной. Потому что именно здесь раскрыва-
ется до конца это «грешное, бунтующее
сердце».
Смерть Базарова по-своему оправданна.
Как в любви нельзя было доводить Базаро-
ва до «тишины блаженства», так и в его
предполагаемом деле он должен был остать-
ся на уровне еще не реализуемых, вынаши-
ваемых и потому безграничных стремлений.
Базаров должен был умереть, чтобы остать-
ся Базаровым.
507
Сколько бы ни было критических статей
по поводу героя «Отцов и детей», как бы ни
трактовался образ Базарова, лучше всего ска-
зал о своем «самом любимом детище» сам ав-
тор: «Я хотел сделать из него лицо трагичес-
кое... Мне мечталась фигура сумрачная, ди-
кая, большая, наполовину выросшая из почвы,
сильная, злобная, честная — и все-таки обре-
ченная на погибель, потому что она все-таки
стоит еще в преддверии будущего».