БАЗАРОВ — ПРЕДСТАВИТЕЛЬ
РАЗНОЧИННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
(по роману И. С. Тургенева
«Отцы и дети»)
Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» от-
разил общественную атмосферу, сложившу-
юся накануне крестьянской реформы 1861 го-
да, когда в России появилась разночинная
интеллигенция. Это были люди, вышедшие
из небогатых слоев общества: врачи, священ-
ники, мелкие чиновники. Это поколение «де-
тей» было настроено чрезвычайно критичес-
ки к опыту и социальной деятельности дво-
рян-либералов 40-х годов, которых условно
можно отнести к лагерю «отцов». В 50-х го-
дах дворяне-либералы сблизились с консер-
ваторами, поэтому поколение «детей» отхо-
дит от них.
Действие романа происходит в имении
Кирсановых, куда приезжает со своим при-
ятелем на каникулы молодой врач Базаров.
Идейное содержание романа выявляется в
его спорах с «отцами», в частности с Павлом
Кирсановым.
Главный герой романа представляет по-
коление революционно-демократической ин-
теллигенции. Тургенев не случайно сделал
его врачом. Увлечение естественными наука-
ми было характерной особенностью культур-
ной жизни России 60-х годов. Прогрессивная
молодежь считала естественные науки фун-
даментом всех знаний. С позиций материа-
лизма она критиковала взгляды либералов,
Базаров — сильная и активная личность.
Он гордится тем, что «его дед землю пахал».
Знания он приобрел благодаря собственному
512
труду. Его цель — принести как можно боль-
ше пользы людям. Стремясь найти истину в
жизни, он беспощадно отрицает старые авто-
ритеты, старую идеологию, старую мораль.
В романе мы не видим конкретной общест-
венной деятельности Базарова, но писатель
дает понять, что она связана не только с его
занятиями естественными науками. Сам Тур-
генев не мог принять многое из взглядов рево-
люционера Базарова, но как писатель-реалист
он, вопреки своим политическим убеждениям,
делает его привлекательной фигурой. Нас
привлекают смелость и независимость взгля-
дов Базарова, его ум и огромная внутренняя
сила. Он побеждает в спорах с аристократом
Павлом Кирсановым, завоевывает уважение
крестьян.
И все же политическая позиция Тургене-
ва сказалась в характеристике Базарова. Пи-
сатель заставляет своего героя резко выска-
зываться против значимости поэзии Пушкина,
отрицать живопись, музыку, семью и даже лю-
бовь. Кроме того, он сделал Базарова трагичес-
ки одиноким. Его университетский товарищ
Аркадий Кирсанов, несмотря на молодость, на-
ходится скорее в лагере «отцов», чем «детей»,
то есть в лагере Кирсановых. Однако отрица-
ние искусства и поэзии было свойственно лишь
небольшой части разночинцев, да и в своей де-
ятельности они не были одиноки. Опровергая
убеждения своего героя, Тургенев заставил
Базарова испытать то, что он отрицал — лю-
бовь. Базаров влюбляется в умную, обаятель-
ную, но холодную и эгоистичную Одинцову.
Но даже несчастная любовь не унижает Ба-
зарова, он и в любви выше «уездных аристо-
кратов».
В финале романа Базаров умирает от за-
ражения крови, происшедшего во время опе-
рации. Страницы, рисующие болезнь и смерть
Базарова, отчетливо показывают отношение
автора к своему герою. Тургенев восхищается
мужеством, душевной стойкостью Базарова,
а смерть Базарова в романе мы воспринимаем
как трагическое событие.
Тургенев не верил, что люди, подобные Ба-
зарову, найдут путь обновления России, но он
признавал их нравственную силу и общест-
венное значение.
О своем герое он писал: «Если читатель
не полюбит Базарова со всей его грубостью,
бессердечностью, безжалостной сухостью
и резкостью, если он его не полюбит, повто-
ряю — я виноват, я не достиг своей цели».
Публикация романа вызвала большие
споры. Они приобрели не только литератур-
ное, но и политическое значение. Если консер-
вативная критика считала, что Тургенев со-
здал искаженный образ молодого поколения в
лице Базарова, то революционно-демократи-
ческая — видела в Базарове идеал будущего
активного деятеля, борца против консерва-
тивных устоев жизни. Именно так писал о
Базарове и Д. И. Писарев. Споры вокруг ро-
мана свидетельствовали о его политической
актуальности. «Отцы и дети» — это харак-
терный пример социально-политического ро-
мана в русской литературе.