«ОТЦЫ И ДЕТИ» — КОНФЛИКТ
ДВУХ ПОКОЛЕНИЙ
(по роману И. С. Тургенева
«Отцы и дети»)
Увы, на жизненных браздах
Мгновенной жатвой поколенья
Восходят, зреют и падут;
Другие им вослед идут.
А. С. Пушкин
Впервые роман Тургенева «Отцы и дети»
вышел в свет в 1862 году в журнале «Русский
вестник». Ни одно из произведений Тургене-
ва не вызвало столь ожесточенных споров.
Критика по отношению к «Отцам и детям»
516
заняла позиции, иногда прямо противопо-
ложные друг другу. Например, критик Анто-
нович обвинил Тургенева в том, что его «ро-
ман есть не что иное, как беспощадная и раз-
рушительная критика молодого поколения».
Писарев же видел в Базарове лучшего пред-
ставителя современной молодежи, в котором
собрано воедино все самое лучшее. Чтобы"по-
нять позицию каждого и то, о чем хотел ска-
зать автор, обратимся к тому времени, когда
роман создавался.
Роман писался в период идейной борьбы
дворян-либералов и разночинцев-демокра-
тов. Это было время, когда еще существо-
вало крепостное право, когда нарастали ре-
волюционные настроения и прежде всего
бросались в глаза идеи отрицания и разру-
шения по отношению к старому порядку,
старым авторитетам и принципам. Это от-
рицание старых принципов и получило на-
звание «нигилизм». Но мне кажется, в ро-
мане противопоставлены не только две эпо-
хи, но и два поколения. Если посмотреть на
само название, еще не читая романа, мы в
первую очередь видим именно два поколе-
ния — поколение отцов и поколение детей.
Конфликт отцов и детей — это вечный кон-
фликт. Его описывали в литературе и до и
после Тургенева, он существует и сейчас.
Каждое новое поколение стремится со свой-
ственными молодости энергией и задором
перестроить все по-другому, как ему ка-
жется, лучше, а старое поколение хочет со-
хранить старый уклад.
Павел Петрович Кирсанов является в
романе именно тем представителем старого
поколения, который считает, что все луч-
шее было создано в его время. Базаров —
нигилист, человек, который хочет постро-
ить новый мир, предварительно разрушив
старый.
Уже в начале романа мы понимаем, что
столкновение этих двух героев неизбежно.
Они противопоставлены друг другу бук-
вально во всем, и автор подчеркивает это.
Утонченная, даже поэтическая, с опорой на
классику, речь Павла Петровича отличается
от грубоватого, близкого к народному, языка
Базарова. Вспомним момент, когда герои
знакомятся, их рукопожатие. Николай Пет-
рович, шагнув к Базарову, стиснул его «об-
наженную красную руку, которую тот не
сразу ему подал». А вот рука Кирсанова:
«Павел Петрович вынул из кармана панта-
лон свою красивую руку с длинными розо-
выми ногтями, — руку, казавшуюся еще
красивей от снежной белизны рукавчика, за-
стегнутого одиноким крупным опалом, и по-
дал ее племяннику». Кроме внешних у этих
рук есть и более глубокие отличия: краси-
вая, ухоженная рука с длинными ногтями
может быть только у человека, которому
чужд всякий физический труд. В самом де-
ле, Павел Петрович ведет праздный образ
жизни, считая его привилегией аристократов,
в то время как Базаров, приехавший в гости,
то есть, казалось бы, отдыхать, привозит с
собою микроскоп и другое оборудование для
проведения опытов. Здесь прослеживается
социальный смысл: эпоха аристократов с их
бездействием противопоставлена новому по-
колению разночинцев с их близостью к на-
роду. Эту же смысловую нагрузку несет и
противопоставление одежды, вещей героев.
Базаров говорит: «Прикажите только чемо-
данишко мой туда стащить да вот эту оде-
жонку». «Одежонка» Базарова — «длинный
балахон с кистями» — говорит о пренебре-
жении к ней своего хозяина, а может, этим
самым Базаров хочет выделиться из той
среды, в которую попал. Одежда Павла Пе-
тровича — это его лицо. Поэтому она выгля- •
дит безупречно: «темный английский сьют,
модный низенький галстук и лаковые полу-
сапожки». Ясно, что за небрежностью База-
рова стоит его нигилизм, а за изысканностью
Кирсанова — его «принсйпы». Однако нель-
зя забывать, что Базаров и Кирсанов —
люди разного возраста, разных поколений,
а каждое поколение имеет свою моду, соот-
ветственно свои взгляды. Все отцы и дети
различаются друг от друга. Внешнее разли-
чие — только знак отличия внутреннего.
Время вносит коррективы не только в одеж-
ду, поведение, но и влияет на мировоззрение
человека. И все-таки разные поколения род-
нит что-то общее. Базаров отрицает сущест-
вующее, потому что «в теперешнее время
полезнее всего отрицание». Павел Петрович
ничего не хочет менять, тем более разру-
шать, но с некоторыми взглядами Базарова
он соглашается. Он признает, что в совре-
517
менном обществе не все в порядке. Базаров
же считает, что мелкое обличительство ни-
чего не даст России, если прогнили ее осно-
вы. Главное для Базарова — это исправить
общество, чего, в сущности, добивались и
революционеры. Существующий строй, по-
лагают Базаров и люди его поколения, надо
разрушить. Здесь, наверное, мудрее оказа-
лось старое поколение, которое подчеркива-
ло созидательность: «Вы все отрицаете, или,
выражаясь вернее, вы все разрушаете. Да ведь
надобно и строить».
Кирсанов демонстрирует свое восхище-
ние красотой искусства, классической лите-
ратурой. Какое же отношение Базарова к ли-
тературе и к искусству? Его принципы — «не
говорить красиво» и «глядеть в небо только
тогда, когда хочется чихнуть». Несмотря на
то что Аркадий является учеником Базарова,
создается впечатление, что ему свойственны
более широкие взгляды. В конце романа Ба-
заров умирает, что в соответствии с авторским
замыслом еще раз подтверждает ущербность
его позиций. Аркадий женится и начинает
вести хозяйство по-новому. На его примере
можно сказать, что только такие люди спо-
собны взять то лучшее, что было у отцов,
и учесть их ошибки. Каждое новое поколе-
ние должно, даже обязано, стать умнее пре-
дыдущего. Благодаря этому жизнь не стоит
на месте.
В романе есть еще один представитель
старшего поколения. Это Николай Петрович
Кирсанов. В этом персонаже автор воплотил
одновременно черты и сыновей и отцов. Ни-
колай Петрович Кирсанов в 10-й главе вспо-
минает, как он сам однажды сказал своей ма-
тушке, что «вы, мол, меня понять не можете;
мы, мол, принадлежим к двум различным по-
колениям». А затем и продолжил, обращаясь
к Павлу Петровичу: «Вот теперь настала на-
ша очередь». По моему, эти слова как нельзя
лучше отражают суть конфликта между по-
колениями отцов и детей. Столкновение глав-
ных героев выявляет глубочайшие различия
всего их мировоззрения, а оно не может быть
обособленным у каждого поколения. Ведь ес-
ли что-то отрицается, то нечто другое долж-
но предлагаться взамен, и отцы будут в чем-
то мудрее детей до тех пор, пока дети сами
на станут отцами.