МИФОЛОГИЧЕСКИЕ
И БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ
В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА
«ОТЦЫ И ДЕТИ»
Практически в любом литературном про-
изведении, созданном после Рождества Хри-
стова, так или иначе прослеживаются какие-
либо религиозные, библейские, а вместе с
тем и мифологические мотивы. Почему это
происходит? Ведь писатель не всегда повест-
вует о взаимоотношениях нашего мира с тем
«горним» миром, который нам не дано ви-
деть. Подобное проникновение религиозных
мотивов в светскую литературу происходит
потому, что наша жизнь подсознательно про-
питана христианской культурой. С первых
веков принятия христианства Византией оно
стало неотъемлемой частью нашего сущест-
вования, независимо от того, каких жизнен-
ных позиций придерживается человек. В ли-
тературе мы видим то же стремление, даже
в произведениях, на первый взгляд, весьма
далеких от христианства.
Советское литературоведение умышленно
скрывало эту особенность русской культуры,
а большинство читателей не хотели задумы-
ваться о христианских истоках. Их, действи-
тельно, нужно уметь замечать, ведь их труд-
но уловить с первого взгляда.
Так и в романе И. С. Тургенева «Отцы и
дети» не сразу можно их рассмотреть. Дейст-
вительно, что может быть христианского в
этом произведении, где нигилист Базаров пе-
реживает любовную коллизию, отрекается от
своих убеждений и умирает.
Однако здесь уместно будет вспомнить
притчу о блудном сыне. В конфликте База-
рова со старшим поколением видится сходст-
во с притчей, правда, не полное. Блудный
сын уходит от отца, забывает свой дом, и пе-
режив духовное падение и, что главное, су-
мев подняться, покаявшись, возвращается
домой. В нашем случае блудный сын уходит
от «отцов», уходит от того, что называется
культурой, которая создавалась предыдущи-
ми поколениями.
Возвращается ли он на самом деле? Этот
вопрос останется открытым. Будем надеять-
ся, что да. С другой стороны, в святоотечес-
528
ких толкованиях притча о блудном сыне по-
нимается как возвращение нас, блудных де-
тей, к Отцу Небесному. Так как мы забыли
Его из-за наших грехов. «Простите, вы что,
даже...?»,— «Все, — отвечает Базаров». Для
Николая Петровича непонятно, как человек
может забыть Бога! Отрицание искусства, то
есть творения человеческих рук, еще можно
понять, осмыслить, но отрицать то, что неот-
рицаемо, — это никак непонятно Николаю
Петровичу. В этом эпизоде видна та же пе-
рефразированная притча. По отношению к
Базарову можно вспомнить и миф об Эдипе,
который не является библейским повествова-
нием, но в нем заключен глубокий философ-
ский смысл'. Скитания царя Эдипа, выкалыва-
ние глаза себе самому похоже на скитания
и страдания, правда, духовные, Базарова, его
духовное самоослепление. В христианстве
есть понятие «духовные очи», то есть взгляд
человеческой души на мир. И не просто ка-
кое-нибудь его понимание, а понимание с
точки зрения православного духовного опы-
та. И вот если у человека не оказывается тех
самых «духовных очей», то человек слепнет,
спотыкается и падает,
Интересны взаимоотношения Базарова
с представителем и той реальности, которую
он отрицает, — с отцом Алексеем. Тургенев
представляет его как человека либеральных
взглядов — он и в карты играет, даже иногда
трубочку покуривает. Сделано это, наверное,
для того, чтобы примирить его с Базаровым:
автор вывел образ отца Алексея не как
пример идеального священника, а изобразил
«немного нигилиста». Когда отец Алексей со-
борует Базарова, то он подсознательно от-
кликается на этот обряд: «Когда святое кос-
нулось его груди, то нечто похожее на содро-
гание ужаса мгновенно отразилось на его
помертвевшем лице». Вот здесь Базаров со-
вершенно отрекается от своих принципов, и
именно тогда, когда над ним осуществляется
церковный обряд.
Но не только в образе Базарова отмеча-
ются христианские мотивы. Вторым цент-
ром произведения является образ Одинцовой.
Один из критиков говорит о ней как о вопло-
щении беса. Действительно, Одинцойа холод-
на, и холодна не только и не столько в обще-
нии с людьми, сколько в душе. У нее холод-
ная любовь, не согретая теплом Христовой
любви. Любовь эгоистическая. Своеобразная
Цирцея, завлекающая в свои сети уставших
от жизни путников. Кстати, именно она заду-
вает свечу у смертного ложа Базарова, то
есть, можно сказать, что она задувает своим
холодным дыханием жизнь Базарова.