Н. А. НЕКРАСОВ
О ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ ПОЭТА
И ПОЭЗИИ
Тема предназначения поэта и поэзии яв-
ляется традиционной для русской литерату-
ры. Она прослеживается в творчестве Дер-
жавина, Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина,
Лермонтова. Некрасов также уделяет боль-
шое внимание теме предназначения поэта и
поэзии, их роли в жизни общества.
Кюхельбекер первым, до Пушкина и Лер-
монтова, назвал поэта «пророком». Положе-
ние пророка призывало поэта стоять над тол-
пой в борьбе за идеалы свободы, добра и
справедливости, не обращая внимания на
нападки. Пушкин, близкий к декабристским
кругам, после разгрома восстания 1825 года
написал своего «Пророка», сходного по духу
с кюхельбекеровским. Глас Бога взывает к
поэту: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
531
исполнись волею моей, и, обходя моря и зем-
ли, глаголом жги сердца людей».
Пророк М. Ю. Лермонтова уже другой.
Он также наделен даром всевидения, но если
пушкинский пророк идет к людям, стремит-
ся донести до них близкие поэту идеалы,
то лермонтовский бежит от людей в пусты-
ню. Видя их пороки, он не находит в себе сил
для борьбы.
Поэт Некрасова — это пророк, которого
к людям «послал бог гнева и печали», его путь
тернист, потому что поэт проходит этот путь
с «карающей лирой» в руках, негодуя и обли-
чая. Поэт понимает, что снискать всеобщую
любовь таким образом невозможно: «Его пре-
следуют хулы: он ловит звуки одобренья не
в сладком ропоте хвалы, а в диких криках оз-
лобленья». Но его позиция: «Не может сын
глядеть спокойно на горе матери родной» —
это позиция поэта-гражданина, продолженная
потом Л. Н. Толстым: «Не могу молчать!».
Наиболее полно некрасовское кредо изло-
жено в стихотворении «Поэт и гражданин».
Написанное в форме диалога, оно представ-
ляет собой полемику с широко распростра-
ненными в то время взглядами на искусство
как на нечто возвышенное, чуждое земным
страданиям:
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Главная мысль, которая утверждается
Некрасовым в этом споре, звучит как лозунг,
как призыв: «Поэтом можешь ты не быть, но
гражданином быть обязан».
Эта тема звучит и в стихотворении «Эле-
гия», которое прямо начинается строками:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая — «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна, —
Не верьте, юноши! не стареет она.
В стихотворении «Сеятелям» Некрасов
призывает молодежь сеять «разумное, доб-
рое, вечное», так как семена разума, просве-
щения обязательно дадут всходы, за кото-
рые «спасибо вам скажет сердечное русский
народ».
Идеал поэта, борца за свободу рисует Не-
красов в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
в образе Гриши Добросклонова, которому
«судьба готовила путь славный, имя громкое
народного заступника, чахотку и Сибирь».
Прототипом Гриши Добросклонова явля-
ется, безусловно, Добролюбов, о котором Не-
красов в стихотворении, посвященном третьей
годовщине его смерти, сказал:
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
В произведениях Некрасова очень чаете
встречаются размышления о Музе, которая
вдохновляла его творчество и которой о*
служил («Муза», «Вчерашний день, часу I
шестом...», «Угомонись, моя муза задорная...»
«О Муза! я у двери гроба!..» и другие). При-
чем перед нами возникает не образ прекрас-
ной женщины, богини, а образ страдающей
крестьянки:
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную,
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: '(Гляди!
Сестра твоя родная!»
Эта «кнутом иссеченная Муза», «Муза
мести и печали» вдохновляет все творчество
поэта.
В заключение хотелось бы сказать еще
раз о поэтическом завещании поэта, об «Эле-
гии», тема которой сопоставима, пожалуй, с
«Памятником» А. С. Пушкина. Это тема по-
смертной славы:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен...
И действительно, имя поэта прочно во-
шло в анналы русской поэзии и навсегда ос-
танется в сердце и памяти народной.