ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
СВОЕОБРАЗИЕ
ПОЭМЫ Н. А. НЕКРАСОВА
«КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» зани-
мает центральное место в творчестве Некра-
сова. Она стала своеобразным художествен-
ным итогом более чем тридцатилетней работы
автора. Все мотивы лирики Некрасова разви-
ты в поэме, заново осмыслены все волновав-
шие его проблемы, использованы высшие его
художественные достижения.
Некрасов не только создал особый жанр
социально-философской поэмы. Он подчинил
его своей сверхзадаче: показать развиваю-
щуюся картину России в ее прошлом, насто-
ящем и будущем. Начав писать «по горячим
следам», то есть сразу после реформы 1861 го-
да, поэму об освобождающемся, возрождаю-
щемся народе, Некрасов значительно расши-
рил первоначальный замысел. Поиски «сча-
стливцев» на Руси увели его из современно-
сти к истокам: поэт стремится осознать не
только результаты отмены крепостного права.
но и саму философскую природу понятий
«счастье», «свобода», «честь», «покой», ибо вне
этого философского осмысления невозможнс
понять суть настоящего момента и увидеть бу-
дущее народа.
Принципиальная новизна жанра объяс-
няет фрагментарность поэмы, построенной
из внутренне открытых глав. Объединенная
образом-символом дороги, поэма распадается
на истории, судьбы десятков людей. Каждый
эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом
песни или повести, легенды или романа. Все
вместе, в единстве своем, они составляют
судьбу русского народа, его исторический
путь от рабства к свободе. Именно поэтому
лишь в последней главе появляется образ
«народного заступника» Гриши Добросклоно-
ва — того, кто поведет людей на волю.
Авторская задача определила не только
жанровое новаторство, но и все своеобразие
поэтики произведения. Некрасов многократно
обращался в лирике к фольклорным мотивам
и образам. Поэму о народной жизни он цели-
ком строит на фольклорной основе. В «Кому
на Руси жить хорошо» в той или иной степе-
ни «задействованы» все основные жанры
фольклора: сказка, песня, былина, сказание.
Каково же место и значение фольклора в
поэме? У фольклора свои особые идеи, стиль,
приемы, своя образная система, свои законы
и свои художественные средства. Самое же
основное отличие фольклора от художест-
венной литературы — отсутствие в нем ав-
торства: народ слагает, народ рассказывает,
народ слушает. .Авторская'литература обра-
щается к фольклору, когда необходимо глуб-
же проникнуть в суть общенародной морали;
когда само произведение обращено не только
к интеллигенции, но и к народу. Обе эти за-
дачи ставил перед собою Некрасов в поэме
«Кому на Руси жить хорошо».
Поэма написана «свободным» языком,
максимально приближенным к простонарод-
ной речи. Стих поэмы исследователи называ-
ют «гениальной находкой» Некрасова. Сво-
540
бодный и гибкий стихотворный размер, не-
зависимость от рифмы открыли возможность
щедро передать своеобразие народного язы-
ка, сохранив всю его меткость, афористич-
ность и особые поговорочные обороты; орга-
нически вплести в ткань поэмы деревенские
песни, поговорки, причитания, элементы
народной сказки (волшебная скатерть-само-
бранка потчует странников); искусно вос-
произвести и задорные речи подвыпивших
на ярмарке мужиков, и выразительные мо-
нологи крестьянских ораторов, и вздорно-
самодовольные рассуждения самодура-по-
мещика.
Красочные народные сцены, полные жиз-
ни и движения, множество характерных лиц
и фигур — все это создает неповторимое
многоголосие некрасовской поэмы, в которой
как бы исчезает голос самого автора, а вмес-
то него слышны голоса и речи бесчисленных
его персонажей.