«ЛЮДИ ХОЛОПСКОГО ЗВАНИЯ»
В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА
«КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»
(вариант 1)
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» —
вершина творчества Некрасова. Это произ-
ведение грандиозное по широте замысла,
правдивости, яркости и многообразию типов.
Сюжет поэмы близок к народному сказу о
поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в
путь крестьяне — не странники-богомольцы.
Они символ тронувшейся с места, очнувшей-
ся России. Все люди, с которыми встречают-
ся семь мужиков, разные: одни счастливые,
другие нет; бедные и состоятельные; бунтари
и «рабы». О последних хочется поговорить
отдельно.
Наряду с крестьянами, осознающими ужас
рабской жизни, были и такие, которые свык-
лись со своим бесправным положением, хо-
лопы по убеждению. Яков Верный — «холоп
примерный». Обиженный жестоким поме-
щиком, Яков в отместку кончает жизнь само-
убийством у барина на глазах. В поэме Не-
красов создает и образы холопов не только
18 Зак. 269 545
по положению, но и по своей психологии. Та-
ков дворовый князя Переметьева, который
счастлив, вылизывая тарелки и допивая из
рюмок иностранное вино:
У князя Переметъева
Я был любимый раб,
Жена — раба любимая...
Он молится:
Оставь мне, Господи,
Болезнь мою почетную,
По ней я дворянин!
Близки к холопам Клим и Ипат — люди
князя Утятина. Один называет себя рабом не-
достойным, а барина — князюшкой. Другому
дал оценку сам Некрасов:
Был Клим мужик: и пьяница,
И на руку нечист.
Работать не работает,
С цыганами вожжается,
Бродяга, коновал!
Среди крестьян встречаются и такие, кото-
рые за деньги способны предать своих това-
рищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов.
За службу в полиции его избивали во всех
деревнях, где он появлялся. Выражая об-
щее мнение людей о шпионах, Влас, один из
влиятельных крестьян, замечает по адресу
Егорки:
Аи служба -должность подлая!..
Гнусь человек! — Не бить его,
Так уж кого и бить?
Жадный староста Глеб сжигает завеща-
ние об освобождении восьми тысяч душ. Рас-
сказ о крестьянском грехе повествуется Иг-
натием вслед за легендой Ионушки «О двух
великих грешниках». Рассказ дается в под-
тверждение мысли:
Велик дворянский грех!
Велик, а все не быть ему
Против греха крестьянского.
Грех предателя — самый тяжелый грех:
Все прощает Бог, а Иудин грех
Не прощается.
Ой мужик! мужик! Ты грешнее всех,
И за то тебе вечно маяться!
Для чего же Некрасов показал столько
типов крестьян-холопов? Этим он дает по-
нять, что крепостное право «калечит», дела-
ет из людей либо подхалимов, либо горьких
пьяниц и разбойников, а хуже всего — пре-
дателей. Реформа 1861. года не улучшила по-
ложение народа, и недаром крестьяне гово-
рят о ней:
Добра ты, царска грамота,
Да не про нас ты писана...
На примере семи правдоискателей, от-
правившихся в путь в поисках счастья, и
других героев поэмы Некрасов показывает,
что большинство крестьян все же не стало
холопами. В этих людях пробуждается про-
тест против своего нищенского положения,
и они не смирятся с такой участью. Недаром
поэт написал с надеждой:
Ратш> подымается —
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая.