СУДЬБА РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ НЕКРАСОВА
Образ русской женщины занимает значи-
тельное место в творчестве Некрасова. Геро-
инями его стихотворений и поэм стали и про-
стые крестьянки, и княжны. Все они создали
неповторимый образ некрасовской «велича-
вой славянки», во внешнем облике которой
воплотились народные представления о на-
стоящей красавице:
Красавица миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
Русская женщина у Некрасова отличается
и душевным богатством. В образе русской кре-
стьянки поэт показал человека высоких нрав-
ственных качеств, не теряющего веру, не слом-
ленного никакими горестями. Некрасов воспе-
вает ее стойкость в жизненных испытаниях,
гордость, достоинство, заботу о семье и детях.
Наиболее полно эти качества русской
женщины раскрываются в образе Матрены
Тимофеевны Корчагиной в поэме «Кому на
Руси жить хорошо». Эта женщина сама со
страниц поэмы рассказывает нам о своей не-
легкой судьбе. В ее рассказе — житейские
тяготы всех русских крестьянок того време-
ни: постоянные унижения, разлука с мужем,
страдания матери, потерявшей сына, вечная
нищета... Но она все может стерпеть:
Ходила с гневом на сердце,
А лишнего не молвила
Словечка никому.
Но Матрена Тимофеевна не потеряла чув-
ство собственного достоинства, в ее рассказе
слышится и протест («В груди у них нет ду-
шеньки... На шее — нет креста!»). Нелегкую
женскую судьбу она сравнивает с тремя пет-
лями шелку белого, красного и черного и гово-
рит странникам: «Не дело вы затеяли — средь
баб счастливую искать!»
Это подтверждает и судьба Дарьи, описан-
ная Некрасовым в поэме «Мороз, Красный
нос». Мы видим нелегкую долю крестьянки,
которая взяла на себя всю мужскую работу,
и от этого погибает. Ее судьба также воспри-
нимается как типичная участь русской жен-
щины:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына раба,
А третья — до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Забота о семье, воспитание детей, работа
по дому и в поле, даже самый тяжелый
труд — все это лежало на Дарье. Но она не
сломилась под этой тяжестью. В образе Да-
рьи Некрасов показал лучшие черты русской
женщины, в которой внешняя привлекатель-
ность сочеталась с внутренним нравствен-
ным богатством.
Именно этим и восхищается поэт. Он гово-
рит о русских крестьянках, что «грязь обста-
новки убогой к ним словно не липнет». Такая
женщина «и голод, и холод выносит». В ее ду-
ше еще остается место и состраданию. Дарья
пошла за много верст за чудотворной иконой,
которая могла бы вылечить ее мужа, а Мат-
рена Тимофеевна прощает Савелию-богаты-
рю его оплошность, приведшую к гибели ее
ребенка.
Героиня Некрасова способна на нравст-
венный подвиг. Подтверждением этому слу-
жат и образы княгинь Трубецкой и Волкон-
ской, созданные в поэме «Русские женщи-
ны». В этой поэме Некрасов воспел подвиг
жен декабристов, разделивших горестную
судьбу своих мужей. Мы видим, как все до-
воды губернатора в разговоре с княжной
Трубецкой («Пускай вот муж — он виноват...
А вам терпеть... за что?», «бежите вы за ним.
Как жалкая раба») разбиваются о твердость
принятого княжной решения. В тяжелую
минуту она должна быть рядом с мужем.
И никакие лишения на этом пути ее не ос-
тановят. То же можно сказать и о княжне
Волконской, чья жизнь полна «печальных
потерь». «Делила с ним радость, делить и
тюрьму должна я... Так небу угодно!..» — го-
ворит героиня. В ее словах — и любовь, и
чувство долга.
Тот факт, что первоначальное название
поэмы «Декабристки» Некрасов заменил на
обобщенное «Русские женщины», говорит
сам за себя. Лучшие качества, присущие ге-
роиням этой поэмы, — сила духа, умение по-
жертвовать собой, воля — это черты русской
женщины, к какому бы социальному классу
551
она ни принадлежала. Поэт отдает должное
нравственной красоте и подвигу русской
женщины:
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты
И носит песнь, слагаемая мною
Живой любви прекрасные черты.
О мать моя, подвигнут я тобой,
Во мне спасла живую душу ты.