ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ
М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
Жизнь, творчество и общественная дея-
тельность великого русского сатирика Михаи-
ла Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826—
1889) глубокими корнями связаны с Подмо-
сковьем. Современник Тургенева и Толстого,
сподвижник Некрасова и Чернышевского,
страстный борец против крепостного права и
буржуазно-помещичьего произвола М. Е. Сал-
тыков-Щедрин оставил огромное литератур-
ное наследство.
М. Е. Салтыков родился в селе Спас-Угол
бывшего Калязинского уезда Тверской гу-
бернии в семье помещика-крепостника. Мно-
гие деревни и села округи были ему хорошо
известны: Ермолино, Никитское, Жизнеево,
Ширятино. Крепостничество стало той атмо-
сферой, в которой рос и формировался буду-
щий писатель. «Я вырос, •— писал он, — на
лоне крепостного права».
Во времена Салтыковых к усадьбе вплот-
ную подходил лес, рядом лежало поросшее
кустарником Никитское болото. «Равнина,
покрытая еловым лесом и болотами, — таков
был общий вид нашего захолустья», — вспо-
минал писатель. Дом, в котором родился бу-
дущий сатирик, был просторный, двухэтаж-
ный, с мезонином. Примечательно, что у же-
стоких крепостников была комната-часовня,
завешенная иконами, в которой проводились
богослужения. Подобно владельцам Головле-
ва — героям романа Щедрина «Господа Голо-
влевы» — Салтыковы были полны лицемерия
и ханжества, вероятно, именно в силу этого
с детства у будущего писателя вырабатыва-
лась в писателе величайшая нетерпимость к
двоедушию и фальши.
Позже Салтыков-Щедрин писал о том,
что его детство и молодые годы «были свиде-
телями самого разгара крепостного права».
И крепостное право проникало «...не только
в отношения между поместным дворянством
и подневольной массой к ним, но и во все
553
формы общежития, одинаково втягивая все
сословия (привилегированные и непривиле-
гированные) в омут унизительного бесправия,
всевозможных изворотов лукавства и страха
перед перспективою быть ежечасно раздав-
ленным». С недоумением и гневом писатель
в зрелые годы спрашивал себя: как могли
жить люди, не имея ни в настоящем, ни в бу-
дущем иных воспоминаний и перспектив,
кроме мучительного бесправия, бесконечных
терзаний поруганного и незащищенного су-
ществования.
Воспитанный на статьях В. Г. Белинского,
Салтыков выступил в литературе с повестями
«Противоречие» (1847), «Запутанное дело»
(1848), изложив в них мысли о необходимости
преобразовать общественный строй России.
За эти повести царское правительство сосла-
ло молодого писателя в Вятку, где ему при-
шлось прожить с 1843 по 1855 год. В 1853 году
Салтыкову удалось получить кратковремен-
ный отпуск, и он провел его в родных местах,
в новом имении своей матери.
В Ермолинской усадьбе не раз бывал Ми-
хаил Евграфович и в поздние годы; впечат-
ления от «своего захолустья», глубокое зна-
ние помещичьей и крестьянской жизни лег-
ли в основу многих произведений великого
сатирика, прежде всего в основу «Господ Го-
ловлевых» и «Пошехонской старины».
На страницах романа «Господа Головле-
вы» фигурируют художественно перевопло-
щенные члены семьи Салтыковых — отец и
мать писателя, их дети — «постылые» и «лю-
бимчики»; многими чертами характера стар-
ший брат Дмитрий напоминает кляузника и
ханжу Порфирия. Некоторые события, изоб-
раженные в «Пошехонской старине», проис-
ходили на родине писателя.
В 1862 году, выйдя в отставку и получив
заем от матери, Михаил Евграфович купил
небольшое имение в нескольких верстах от
станции Пушкино близ Москвы — Витенево.
В Витиневе он работал над многими извест-
ными сатирическими произведениями: «Пом-
падуры и помпадурши», «История одного го-
рода», «Письма из провинции», «Дневник про-
винциала в Петербурге»; наконец, здесь была
создана глава «Выморочный», вошедшая в
роман «Господа Головлевы».
Бедственное положение «освобожденного»
крестьянина объединило все лучшее, что было
в русской культуре XIX века. Среди страст-
ных борцов за обновление общественного
строя царской России М. Е. Салтыков-Щедрин
занимает одно из самых почетных мест.