ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ «СКАЗОК»
М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
«Сказки» Салтыкова-Щедрина не слу-
чайно называют итоговым произведением ав-
тора. В них со Всей остротой подняты те про-
блемы России 60—80 гг. XIX века, которые
волновали передовую интеллигенцию. В спо-
рах о дальнейших путях России высказы-
вались многие точки зрения. Известно, что
Салтыков-Щедрин был сторонником борьбы
с самодержавием. Как и многие мыслящие
люди того времени, он был увлечен «народной»
идеей и сетовал на пассивность мужика. Сал-
тыков-Щедрин писал, что несмотря на отмену
крепостного права, оно живет во всем: «в на-
шем темпераменте, в нашем образе мыслей, в
наших обычаях, в наших поступках. Все, на
что бы мы ни обратили наши взоры, все из не-
го выходит и на него опирается». Этим полити-
ческим взглядам и подчинены журнально-пуб-
лицистическая деятельность писателя и его
литературное творчество.
Писатель постоянно стремился сделать
своих противников смешными, ибо смех — ве-
ликая сила. Вот и в «Сказках» Салтыков-Ще-
дрин высмеивает правительственных чинов-
ников, помещиков, либеральную интеллиген-
цию. Показывая беспомощность и никчемность
чиновников, тунеядство помещиков и одновре-
менно подчеркивая трудолюбие, ловкость рус-
ского мужика, Салтыков-Щедрин высказывает
в сказках свою основную идею: мужик беспра-
вен, забит правящими сословиями.
Так, в «Повести о том, как один мужик
двух генералов прокормил» Салтыков-Щед-
рин показывает полную беспомощность двух
генералов, оказавшихся на необитаемом ост-
рове. Несмотря на то, что кругом было в изо-
билии и дичи, и рыбы, и плодов, они чуть не
умерли с голоду.
Чиновники, которые «родились, воспита-
554
лись и состарились» в какой-то регистрату-
ре, ничего не понимали, и не знали «даже
слов никаких», кроме разве что фразы: «При-
мите уверение в совершенном моем почтении
и преданности», генералы делать-то ничего
не умели и совершенно искренне верили, что
булки растут на деревьях. И вдруг их осеня-
ет мысль: надо найти мужика! Ведь он обя-
зательно должен быть, просто «где-нибудь
спрятался, от работы отлынивает». И мужик
действительно нашелся. Он накормил гене-
ралов и тут же по их приказу послушно вьет
веревку, которой те привязывают его к дере-
ву, чтобы не убежал.
В этой сказке Салтыков-Щедрин выска-
зывает мысль о том, что Россия держится на
труде крестьянина, который несмотря на
свой природный ум и смекалку, покорно под-
чиняется беспомощным господам. Эта же
мысль развивается автором в сказке «Дикий
помещик». Но если генералы из предыдущей
истории оказались на необитаемом острове
по воле судьбы, то помещик из этой сказки
все время мечтал избавиться от несносных
мужиков, от которых идет дурной, холопий
дух. Поэтому столбовой дворянин Урус-Ку-
чум-Кильдибаев всячески притесняет мужи-
ков. И вот мужицкий мир исчез. И что же?
Через некоторое время «весь он... оброс воло-
сами... а когти у него сделались железными».
Помещик одичал, потому что без мужика он
не способен даже обслужить себя.
Глубокая вера Салтыков-Щедрина в скры-
тые силы народа видна в сказке «Коняга».
Замученная крестьянская кляча поражает
своей выносливостью и жизнестойкостью.
Все ее существование заключается в беско-
нечной тяжелой работе, а тем временем сы-
тые пустоплясы в теплом стойле удивляются
ее выносливости, много рассуждают о ее му-
дрости, трудолюбии, здравомыслии. Скорее
всего, в этой сказке Салтыков-Щедрин под-
разумевал под пустоплясами интеллигенцию,
переливавшую из пустого в порожнее, рас-
суждая о судьбах русского народа. Очевидно,
что в образе Коняги отражен крестьянин-
труженик.
Героями «Сказок» зачастую становятся
звери, птицы, рыбы. Это говорит о том, что
в их основе лежит русский народный фольк-
лор. Обращение к нему позволяет Салтыко-
ву-Щедрину в лаконичной форме и вместе
с тем сатирически остро передать глубокое
содержание. Возьмем, к примеру, сказку
«Медведь на воеводстве». Три Топтыгина —
это три разных правителя. По характеру они
не похожи друг на друга. Один жестокий
и кровожадный, другой не злой, «а так, ско-
тина», а третий ленивый и добродушный.
И каждый из них не в состоянии обеспечить
нормальную жизнь в лесу. И стиль их прав-
ления здесь ни при чем. Мы видим, что ни-
что не изменило общий неблагополучный по-
рядок в лесной трущобе: коршуны ворон
ощипывают, а волки с зайцев шкуру дерут.
«Таким образом, перед умственным взором
третьего Топтыгина вдруг выросла целая тео-
рия неблагополучного благополучия», — иро-
низирует автор. Скрытый смысл этой сказки,
в которой пародируются реальные правители
России, в том, что без отмены самодержавия
ничего не изменится.
Говоря об идейном содержании «Сказок»
Салтыкова-Щедрина, нужно отметить, что
многие талантливые писатели XX века (Бул-
гаков, Платонов, Гроссман и др.) как раз и
показали в своих произведениях, что проис-
ходит, когда человек нарушает вечные зако-
ны развития природы, общества. Мы можем
сказать, что литература XX века, испытав-
шего потрясения социальных революций, по-
лемизирует с литературой второй половины
XIX века, в том числе с творчеством Салты-
кова-Щедрина. События начала XX века при-
вели мыслящую интеллигенцию к разочаро-
ванию в народе, в то время как «мысль народ-
ная» в XIX веке была определяющей у многих
русских писателей. Но тем богаче наше лите-
ратурное наследие, что в нем есть разные точ-
ки зрения на пути развития общества.