СКАЗКИ
М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ САТИРА
Салтыков-Щедрин — один из величай-
ших сатириков мира. Всю свою жизнь он по-
святил борьбе за освобождение русского на-
рода, критикуя в своих произведениях са-
модержавие и крепостничество, а после
реформы 1861 года — пережитки крепостно-
го права, оставшиеся в быту и психологии
людей. Сатирик критиковал не только деспо-
тизм и эгоизм угнетателей, но и покорность
угнетаемых, их долготерпение, рабскую пси-
хологию.
Понимая, что революцию может совер-
шить только народ, Салтыков-Щедрин ста-
рается разбудить самосознание народа, зовет
его на борьбу." Во всем блеске раскрылся та-
лант сатирика в его сказках. Этот жанр поз-
воляет скрыть истинный смысл произведе-
ния от цензуры. В сказках Салтыков-Щед-
рин раскрывает тему эксплуатации народа,
дает уничтожающую критику паразитизму
дворянства, чиновникам — всем тем, кто жи-
вет народным трудом.
В сказке «Повесть о том, как один мужик
двух генералов прокормил» писатель изобра-
жает двух генералов, которые попали на не-
обитаемый остров. Два крупных чиновника
всю свою жизнь прослужили в регистратуре,
которую потом «за ненадобностью упраздни-
ли». Попав на остров, генералы-дармоеды
чуть не съели друг друга. Не окажись на ос-
трове мужика, бездельники так и умерли бы
с голоду, хотя на острове было множество
плодов, рыбы и всякой живности. Насытив-
шись, генералы вновь приобретают уверен-
ность в себе. «Вишь, как хорошо генералом
быть», — говорит один из них.
В этой сказке Салтыков-Щедрин изобли-
чает паразитизм, полную неспособность лю-
дей, которые давно отвыкли от труда. Позд-
нее Чехов в пьесе «Вишневый сад» покажет
нам Гаева, зрелого человека, которому ста-
рый лакей Фирс надевает штаны. Окажись
Гаев на необитаемом острове, он так же, как
и генералы, умер бы с голоду. Генералам не
приходит в голову, что эксплуатировать му-
жика — это позорно и безнравственно, они
полностью уверены в своем праве, что на них
должен кто-то работать.
Сатирик пишет: «Вернувшись обратно в
Петербург, генералы денег загребли, но и му-
жика не забыли: выслали ему рюмку водки да
пятак серебра. Веселись, мужичина».
С такой же силой Салтыков-Щедрин ра-
зоблачает самодержавие в сказке «Медведь
на воеводстве». Лев в свое дальнее воеводство
посылает Топтыгиных для усмирения «внут-
реннего супостата». Под династией Топтыги-
ных Щедрин подразумевает придворных
слуг царя. Три Топтыгина сменяют друг дру-
га на посту в дальнем воеводстве. Первый и
второй воеводы занимались разного рода
злодеяниями: первый Топтыгин — мелкими
(чижика съел), второй — крупными (забрал
у крестьян корову, лошадь, двух овец, «за
что мужики осерчали и убили его»). Третий
же Топтыгин не хотел кровавых злодеяний,
он пошел либеральным путем,'за что мужи-
ки много лет присылали ему то корову, то
лошадь, то свинью, но в конце концов, лопну-
ло терпение мужиков, и они расправились с
воеводой. В этой расправе ясно видятся сти-
хийные бунты крестьян против своих угне-
тателей.
Салтыков-Щедрин показал, что недо-
вольство народа обусловлено не только про-
изволом наместников, но и порочностью всей
самодержавной системы.
Сатирик не уставал изобличать пороки са-
модержавия и в других своих сказках. В сказ-
ке «Орел-меценат» выдающийся писатель по-
казал отношение верхов к искусству, науке и
просвещению. Он делает один вывод, «что ор-
лы для просвещения не нужны».
В сказке «Премудрый пескарь» Салтыков-
Щедрин высмеивает мещанство («жил дрожал
и помирал дрожал»). Также неравнодушен
Салтыков-Щедрин и к идеалистам-утопистам
(сказка «Карась-идеалист»). Писатель ут-
верждает, что не словами, а решительными
действиями можно достичь счастливого бу-
дущего, и сделать это может сам народ.
560
Народ в сказках Салтыкова-Щедрина та-
лантлив, самобытен житейской смекалкой.
Мужик делает из собственных волос невод
в сказке о генералах. Писатель-гуманист по-
лон горечи за свой многострадальный на-
род, утверждая, что он своими руками
«вьет веревку, которую ему потом накинут
на шею угнетатели». Образ коняги из сказ-
ки Салтыкова-Щедрина — символ порабо-
щенного народа.
Свой стиль Салтыков-Щедрин называет
эзоповским, в каждой сказке присутствует
подтекст, различные иносказания. Тесно свя-
заны сказки Салтыкова-Щедрина с народным
творчеством: он часто употребляет народные
пословицы и выражения. Литературное на-
следство Салтыкова-Щедрина, как и всякого
гениального писателя,, принадлежит не только
прошлому, но и настоящему, и будущему.