ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА СКАЗКИ
У М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
Сказку как жанр использовали в своем
творчестве многие писатели и поэты. С ее
помощью автор выявлял тот или иной порок
человечества или общества. Сказки М. Е. Сал-
тыкова-Щедрина резко индивидуальны и не
562
похожи на сказки других авторов. Сатира
в форме сказки была оружием Салтыкова-
Щедрина как писателя и гражданина. В ту
пору из-за строгой цензуры автор не мог до
конца обнажить пороки общества, показать
всю несостоятельность российского управ-
ленческого аппарата. И все же с помощью
сказок «для детей изрядного возраста» Салты-
ков-Щедрин смог донести до людей свою рез-
кую критику существующего порядка. Цензу-
ра пропустила сказки великого сатирика, не
сумев понять их назначения, обличающую си-
лу, вызов существующему порядку.
При написании сказок автор использовал
гротеск, гиперболу, антитезу. Важное значе-
ние имел и эзопов язык. Стараясь скрыть от
цензуры истинный смысл написанного, при-
ходилось пользоваться и этим приемом. Пи-
сатель любил придумывать неологизмы, ха-
рактеризующие его героев (например, такие
слова, как «помпадуры и помпадурши», «пен-
косниматель» и другие).
Рассмотрим особенности жанра сказки
писателя на примере нескольких его произ-
ведений. В «Диком помещике» автор пока-
зывает, до чего может опуститься богатый
барин, оказавшийся без слуг. В этой сказке
применена гипербола. Сначала культурный
человек, помещик превращается в дикое жи-
вотное, питающееся мухоморами. Здесь мы
видим, каким беспомощным становится бога-
тый без простого мужика, как он неприспо-
соблен и никчемен. Этой сказкой автор хотел
показать, что простой русский человек — не-
шуточная сила.
Подобная же идея выдвигается и в сказ-
ке «Повесть о том, как один мужик двух ге-
нералов прокбрмил». Но здесь подчеркнута
безропотность мужика, его покорность, бес-
прекословное подчинение двум генералам.
Он" даже сам привязывает себя веревкой, что
лишний раз указывает на его забитость и
закабаленность. В этой сказке использованы
и гипербола, и гротеск. Салтыков-Щедрин
наталкивает читателя на мысль о том, что
пора мужику проснуться, обдумать свое по-
ложение, перестать безропотно подчиняться
барину.
В «Премудром пескаре» герой — обыва-
тель, боиться всего на свете. «Премудрый пе-
скарь» постоянно сидит взаперти, боясь лиш-
ний раз выйти на улицу, с кем-нибудь заго-
ворить, познакомиться. Он ведет жизнь за-
мкнутую, скучную. Своими жизненными прин-
ципами он напоминает другого героя, из рас-
сказа А.П.Чехова «Человек в футляре»
Беликова. Только перед смертью задумывает-
ся пескарь о прожитой жизни: «Кому он помог?
Кого пожалел, что он вообще сделал в жизни
хорошего? Жил — дрожал и умирал — дро-
жал». И лишь в конце бесполезно прожитой
жизни осознает обыватель, что никому-то он
не нужен, никто его не знает и о нем не
вспомнит.
Страшную обывательскую отчужденность,
замкнутость в себе показывает писатель в
«Премудром пескаре». Салтыкову-Щедрину
горько и больно за русского человека.
Читать сказки Салтыкова-Щедрина до-
вольно непросто. Поэтому, может быть, многие
так и не поняли их смысла. Но большинство
«детей изрядного возраста» оценили творчест-
во великого сатирика по заслугам.