НАРОД И ГОСПОДА В СКАЗКАХ
М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
К М. Е. Салтыкову-Щедрину можно отнес-
ти пушкинскую фразу: «Сатиры смелый вла-
стелин». Эти слова были сказаны А. С. Пуш-
киным о Фонвизине, одном из зачинателей
русской сатиры. Михаил Евграфович Салты-
ков, писавший под псевдонимом Щедрин, —
вершина русской сатиры.
Произведения Щедрина при всем их жа-
нровом многообразии — романы, хроники,
повести, рассказы, очерки, пьесы — слива-
ются в одно цельное художественное полот-
564
но. Оно изображает огромное историческое
время, подобно «Божественной комедии» Дан-
те и «Человеческой комедии» Бальзака. Од-
нако оно рисует действительность в могучих
сгущениях темных сторон жизни, критикуе-
мых и отрицаемых во имя всегда присутст-
вующих, явно или скрыто, идеалов социаль-
ной справедливости.
Трудно представить нашу классическую
литературу без Салтыкова-Щедрина. Это во
многом совершенно своеобразный писатель.
«Диагност наших общественных зол и неду-
гов» — так отзывались о нем современники.
Жизнь он знал не из книг. Сосланный в Вят-
ку за свои ранние произведения, обязанный
служить Михаил Евграфович досконально
изучил чиновничество, узнал нелепость и
несправедливость порядков, жизнь разных
слоев общества. Будучи вице-губернатором,
убедился, что Российское государство преж-
де всего заботится о дворянах, а не о народе,
к которому сам он проникся искренним ува-
жением.
Жизнь дворянской семьи писатель емко
изобразил в «Господах Головлевых», началь-
ников и чиновников — в «Истории одного го-
рода» и других своих произведениях. Но наи-
большей выразительности он достиг в своих
небольших сказках «для детей изрядного воз-
раста». Эти сказки, как правильно отмечали
цензоры, — самая настоящая сатира.
В сказках Щедрина множество всяких
господ: помещиков, чиновников, купцов и
прочих. Часто это совершенно беспомощные,
глупые, высокомерные типажи. Вот «Повесть
о том, как один мужик двух генералов про-
кормил». С едкой иронией Салтыков пишет:
«Служили генералы в какой-то регистрату-
ре... следовательно, ничего не понимали. Да-
же слов никаких не знали».
Разумеется, эти генералы ничего не уме-
ли делать и были способны жить только за
чужой счет, полагая, что булки растут на де-
ревьях. И в сегодняшней нашей жизни много
таких «генералов», которые тоже считают,
что должны иметь квартиры, машины, дачи,
спецпайки, спецлечебницы и прочее, а про-
стой народ обязан на них работать. Если бы
и их всех отправить на необитаемый остров!
Мужик показан «справным» работником: все
умеет, все может, даже суп в пригоршне сва-
рит. Но и его не щадит сатирик. Генералы за-
ставляют этого здоровенного мужичину вить
для себя веревку, чтобы он, чего доброго, не
убежал. И тот покорно исполняет приказ.
Если генералы оказались на острове без
мужика не по своей воле, то дикий поме-
щик, герой одноименной сказки, все время
мечтал избавиться от несносных мужиков,
от которых идет дурной, «холопий» дух. На-
конец мужицкий мир исчез, и остался поме-
щик один-одинешенек. И, конечно, одичал.
«Весь он... оброс волосами.... а когти у него
сделались как железные». Намек совер-
шенно ясен — трудом крестьян живут баре,
И потому у них всего вдоволь: и крестьян,
и хлеба, и скота, и земли, а,у крестьян все-
го мало.
Сказки писателя полны сетований на то,
что народ слишком терпелив, забит и темен.
Он намекает, что силы, стоящие над наро-
дом, жестокие, но не такие уж страшные.
В сказке «Медведь на воеводстве» изобра-
жен Медведь, который своими бесконечны-
ми погромами вывел мужиков из терпения,
и они посадили его на рогатину, «содрали
шкуру».
Разумеется, не все в творчестве Щедрина
интересно нам сегодня. Но писатель по-преж-
нему дорог нам своей любовью к народу, че-
стностью, верностью идеалам, желанием сде-
лать жизнь лучше. Щедрина надо знать, надо
читать. Его творчество облегчает понимание
социальных глубин и закономерностей жизни,
высоко возносит духовность человека и нрав-
ственно очищает его.