ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ
НА БАЛУ И ПОСЛЕБАЛА
(по рассказу Л. Н.Толстого
«После бала», вариант 2)
В очередной раз я убедилась в искусстве
Толстого-рассказчика. На этот раз мне помог
его великолепный рассказ «После бала», ко-
торый основан на действительном событии:
все это происходило с братом писателя —
Сергеем Николаевичем Толстым.
Интересно, что писатель использует в
своем произведении повествование как от
первого лица, так и от третьего. Каждая из
этих форм имеет свои идейно-художествен-
ные задачи. Повествование от первого лица
создает иллюзию восприятия живого голоса
рассказчика, обладает доверительной инто-
нацией. Эта форма позволяет по-особенному
сильно выразить состояние человека, его на-
строения, переживания. В повествовании от
третьего лица рассказчик выступает как че-
ловек, который знает больше, чем повество-
ватель от первого лица. Он наблюдает героя
произведения как бы со стороны. Но все же
в основном рассказ ведется от первого ли-
ца — Ивана Васильевича.
Иван Васильевич — один из главных ге-
роев этого произведения. Это человек, кото-
рый отрицает, что. «для личного совершенст-
вования необходимо прежде всего изменить
условия, среди которых живут люди». Он
говорит: «Вот вы говорите, что человек не
может сам по себе понять, что хорошо, что
дурно, что дело все в среде, что среда заеда-
ет. А я думаю, что все дело в случае». В до-
казательство своих слов он приводит случай
571
из пройденного им жизненного пути, расска-
зывает об одном дне, который полностью пе-
ревернул его жизнь... '
События разворачиваются в 40-е годы
XIX века. В то время он был «студентом
в провинциальном университете», жил, «как
свойственно молодости»: учился и веселился.
Был веселым, бойким малым: катался с гор
с барышнями, кутил с товарищами. Но глав-
ное его удовольствие составляли вечера и ба-
лы, так как танцевал он хорошо и был не бе-
зобразен.
Об одном из таких вечеров и рассказыва-
ет герой Л. Н. Толстого. Это был бал у «гу-
бернского предводителя, добродушного ста-
ричка, богача-хлебосола и камергера». Все
было просто чудесно: «зала прекрасная, с хо-
рами, музыкантами — знаменитые в то вре-
мя крепостные помещика-любителя, буфет
великолепный и разливанное море шампан-
ского». В то время Иван Васильевич был
пьян от любви к Вареньке Б. Она же была
прелестна:.«высокая, стройная, грациозная и
величественная». Держалась она всегда нео-
быкновенно прямо, «как будто не могла ина-
че, откинув немного назад голову, и это да-
вало ей, с ее красотой и высоким ростом, не-
смотря на ее худобу, даже костлявость,
какой-то царственный вид, который отпуги-
вал бы от нее, если бы не ласковая, всегда
веселая улыбка». В этот вечер герой расска-
за не замечал других девушек, перед его гла-
зами всегда стояло ее «сияющее, зарумянив-
шееся с ямочками лицо и ласковые, милые
глаза». Он был по-настоящему счастлив. Иван
Васильевич танцевал со своей возлюбленной
почти все танцы: и кадрили, и польки, и
вальсы; «танцевал до упаду».
Герой наслаждался обществом Вареньки
и очень боялся, что она его покинет, что отец
ее увезет. Но родитель девушки, «очень кра-
сивый, статный, высокий и свежий старик»,
этого не сделал. Он понравился Ивану Василь-
евичу, у которого возникло «в то время ка-
кое-то восторженно-нежное чувство» к пол-
ковнику. И это чувство еще больше усили-
лось, когда герой увидел, как танцует отец
Вареньки со своей дочерью. Иван Василье-
вич проникся глубоким уважением к этому
воинскому начальнику «типа старого служа-
ки николаевской выправки».
Мы видим счастье человека, причем это
счастье настоящее. Сам Иван Васильевич так
описывает свое душевное состояние в тот мо-
мент: «Я был не только весел и доволен, я
был счастлив, блажен, я был добр, я был не
я, а какое-то неземное существо, не знающее
зла и способное на одно добро». Он обнимал
в то время весь мир своей любовью и боялся
только одного — чтобы что-нибудь не испор-
тило его счастья. Таков главный герой рас-
сказа на балу.
На балу Иван Васильевич даже и не за-
думывался, что может существовать совсем
другой мир: злой и жестокий. В прекрасном
настроении пришел он домой и долго не смог
уснуть — от счастья. Он вышел прогуляться
и пошел по направлению к дому Вареньки.
Все ему было особенно мило: и лошади, рав-
номерно покачивающие под глянцевитыми
дугами мокрыми головами, и покрытые ро-
гожками извозчики, шлепавшие в огромных
сапогах подле возов, и дома, казавшиеся в
тумане очень высокими,
В душе Ивана Васильевича все пело и
изредка слышался мотив мазурки, но он ус-
лышал в то утро и какую-то другую, жесто-
кую, нехорошую музыку, став при этом сви-
детелем ужасного зрелища. Он увидел, как
солдаты прогоняли через строй за побег та-
тарина, который был привязан к ружьям
двух солдат и на которого с обеих сторон сы-
пались удары. При каждом ударе наказыва-
емый поворачивал сморщенное от страданий
лицо в ту сторону, с которой падал удар, и
не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помило-
сердуйте. Братцы, помилосердуйте», Но его
голос не был услышан. Спина татарина пред-
ставляла собой «что-то такое пестрое, мок-
рое, красное, неестественное», что Иван Ва-
сильевич не поверил, чтобы это могло быть
тело человека.
Увиденное произвело на него сильное впе-
чатление, но особенно он был потрясен тем,
что высоким военным, возглавлявшим отряд
солдат, оказался отец Вареньки. Ивану Васи-
льевичу стало до такой степени стыдно, что,
не зная, куда смотреть, как будто он был
уличен в самом постыдном поступке, он опу-
стил глаза и поторопился уйти домой. На
сердце у него была «почти физическая, дохо-
дившая до тошноты, тоска», такая, что он не-
572
сколько раз останавливался, и ему казалось,
что вот-вот его вырвет всем тем ужасом, ко-
торый он увидел. Герой был под таким впе-
чатлением, что засыпая, он «услыхал и уви-
дел опять все и вскочил».
После этого случая желание поступить
на военную службу у Ивана Васильевича
исчезло, он решил не только не поступать на
военную службу, но и вообще нигде не слу-
жить, чтобы всегда быть в ладах со своей со-
вестью.
На образе главного героя рассказа «После
бала» Л. Н. Толстой показал пробуждение в
человеке совести, чувства ответственности за
ближнего и любви к нему.