ПРИНЦИПЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО
«ВОЙНА И МИР»
Философско-историческому роману-эпопее
Л. Н. Толстого «Война и мир» присущи также
и черты романа психологического. Страница за
страницей раскрываются перед читателем ха-
рактеры героев Толстого в их похожести и раз-
576
нообразии, статичности и изменчивости. Од-
ним из ценнейших свойств человека Толстой
считал способность к внутреннему измене-
нию, стремление к самосовершенствованию,
к нравственному поиску. Любимые герои
Толстого меняются, нелюбимые — статичны.
Психологический рисунок последних пре-
дельно прост, и они во многом похожи друг на
друга. Показательно, что все они красивы,
но красивы мертвенной, застывшей красотой.
Они всегда одинаковы. Для психологического
анализа этих героев автор использует повто-
ряющиеся детали, и много раз проходят пе-
ред читателем, вызывая раздражение: плос-
кое самодовольное лицо князя Василия, кудри
красавца Анатоля, мраморно-белые обнажен-
ные плечи Элен.
Любимые герои Толстого в отличие от не-
любимых обычно некрасивы внешне, но на-
делены внутренней красотой. Они способны
к самосовершенствованию, к нравственным,
духовным исканиям. Им свойствен самоана-
лиз. Вспомним поведение героев романа во
время Шенграбенского сражения. Настоя-
щие герои для Толстого те, в чьей внешнос-
ти подчеркнуто все негероическое, кто в про-
махах винит себя, а не других, кто скромен и
честен. Тушин, Тимохин, князь Андрей, пре-
одолевающий свой страх, — герои. Хвастли-
вый и самоуверенный Жерехов только ка-
жется героем.
Способность к самосовершенствованию
показана автором на примере Пьера и Анд-
рея. В процессе поиска истинного, важного,
непреходящего в жизни им постепенно уда-
ется выйти из-под влияния системы ложных
ценностей. Пьер разочаровывается в масон-
стве, князь Андрей — в государственной
службе.
Толстой первым в русской литературе
сумел изобразить моменты изменения ду-
шевных состояний своих героев, открыл то,
что впоследствии Чернышевский назвал «ди-
алектикой души». Вспомним, к примеру, ту
сцену в романе, в которой Николай, проиг-
равший Долохову огромную сумму денег,
возвращается домой в состоянии полного ду-
шевного смятения и, услышав пение Наташи,
понимает, что это важно всегда, а все осталь-
ное — преходяще. Для князя Андрея такими
моментами душевных перемен становятся
Аустерлиц с его небом и болезнь сына с поло-
гом над детской кроваткой, когда князю Анд-
рею открывается новый взгляд на жизнь.
Важным для раскрытия психологии геро-
ев является для Толстого их отношение
к другим людям, способность отречься от се-
бя, по-каратаевски разлившись маленькой
каплей в море человеческих жизней, а также
отношение людей к вечным человеческим
ценностям: любви, природе, искусству, се-
мье. Герои нелюбимые показаны в отрыве от
всего этого — например, семья Курагиных,
которую и семьей назвать сложно. Ведь их
объединение лишено родовых связей, кото-
рые свойственны семьям Ростовых и Болкон-
ских, где отношения строятся на любви и са-
моотдаче. Их объединяет только животное
родство, они даже не воспринимают себя как
близких людей (достаточно вспомнить не-
здоровый эротизм в отношениях Анатоля
и Элен, ревность старой княгини к дочери
и признание князя Василия в том, что он ли-
шен «шишки родительской любви» и дети —
«обуза его существования»). Можно также
вспомнить о бездетной Шерер и о слезах
растроганного Наполеона, когда тот глядит
на портрет сына (любовь — явно не самое
главное чувство, которое он при этом испы-
тывает).
Любимые герои Толстого тесно связаны
с природой, имеют с ней глубокие корни.
Все, что происходит в природе, находит от-
клик в их душах. Героям открывается их
«собственное» небо, с которым неразрывны
важные, порой эпохальные перемены в их
душах.
Важный принцип психологического ана-
лиза — изображение снов. Так, сны Пьера,
например, очень умственны, они помогают
ему понять свои слабости, в них к нему про-
ходят решения. В сне князя Андрея раскры-
ваются те противоречия, которые для него
неразрешимы, жизнь с которыми делается
невозможной. Сон Пети — сон светлый, гар-
моничный; сон старого князя Николая Бол-
конского — сон «Болконский^ рассудочный,
проблематичный.
Толстой показывает своих героев в их от-
ношении к искусству и это помогает выявить
у одних фальшь и бездуховность, у дру-
гих — тонкость душевного восприятия и глу-
193ак. 269 577
бину чувств. Вспомним о роли музыки в до-
ме Ростовых, об оперном спектакле, показан-
ном сквозь призму восприятия Наташи.
Имена Пьера Безухова, Наташи Ростовой,
Андрея Болконского известны даже тем, кто
вообще не читал «Войны и мира». Несомнен-
но, что причина этого в том, что автору рома-
на удалось сделать своих героев необыкно-
венно живыми, а характеры их — психологи-
чески достоверными, многогранными.