ОБРАЗ НАТАШИ РОСТОВОЙ
В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО
«ВОЙНА И МИР»
Наташа Ростова — центральный женский
персонаж романа «Война и мир» и, пожалуй,
самый любимый у автора. Толстой представ-
ляет нам эволюцию своей героини на пятнад-
цатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее
жизни и на протяжении более чем полутора
тысяч страниц романа.
Здесь все: и сумма идей о месте женщи-
ны в обществе и семье, и мысли о женском
идеале, и незаинтересованная романтическая
влюбленность творца в свое творение.
588
Наташа появляется на страницах романа
тринадцатилетней. Полуребенок-полудевуш-
ка. Толстому важно в ней все: и то, что она не-
красива, и то, как она смеется, что говорит,
и то, что она черноглаза и волосы ее сбились
назад черными кудрями. Это гадкий утенок,
готовый превратиться в лебедя.
Атмосферу счастья,. всеобщей любви, иг-
ры и веселости в московском доме Ростовых
сменяют идиллические пейзажи имения в
Отрадном. Пейзажи и святочные игры, гада-
ния. Она даже внешне и, думается, совер-
шенно не случайно похожа на Татьяну Лари-
ну. Та же открытость любви и счастью, та же
биологическая, бессознательная связь с рус-
скими национальными традициями.
Вспомним, как Наташа отплясывает по-
сле охоты. «Чистое дело, марш», — удивля-
ется дядюшка. Кажется, не меньше удивлен
и автор: «Где, как, когда всосала в себя из
того русского воздуха, которым она дыша-
ла, — эта графинечка, воспитанная эмиг-
ранткой-француженкой, этот дух... Но дух и
приемы были те самые, неподражаемые, не-
изучаемые, русские, которых и ждал от нее
дядюшка».
Однако как литературный образ Наташу
невозможно полностью понять без опреде-
ленных литературных проекций.
Во-первых, это пушкинская Татьяна
Ларина. Их внешнее сходство можно рас-
ценивать как цитатное. Кроме того, общая
культурная аура, поэтика фольклорных за-
бав и, отдельно, поэтика французских ро-
манов, которыми зачитывались барышни
той поры.
Во-вторых, это Софья из комедии Грибое-
дова «Горе от ума». Влюбленность образован-
ной, умной девушки в подленького и глупова-
того Молчалина и любовь-болезнь, любовь-на-
важдение Наташи к Анатолю Курагану имеют
довольно много схожих черт.
Обе эти параллели не позволяют полно-
стью объяснить Наташу, однако с ними лег-
че разглядеть причины некоторых ее поступ-
ков и душевных движений.
В период войны 1812 года Наташа ведет
себя уверенно и мужественно. При этом она
никак не оценивает и не вдумывается в то, что
делает. Она повинуется некоему «роевому»
инстинкту жизни.
После гибели Пети Ростова — она глав-
ная в семье. Она долгое время ухаживает
за тяжелораненым Болконским. Это очень
трудная и грязная работа. То, что. Пьер Бе-
зухов увидел в ней сразу, когда она была
еще девочкой, ребенком, — высокую, чис-
тую, красивую душу, Толстой открывает нам
постепенно, шаг за шагом. Наташа до самого
конца с князем Андреем. Вокруг нее концен-
трируются авторские идеи о человеческих
основаниях нравственности. Толстой наделя-
ет ее необычайной этической силой. Теряя
близких, имущество, испытывая в равной
мере все тяготы, которые выпали на долю
страны и народа, она не испытывает духов-
ного надлома. Когда князь Андрей пробужда-
ется «от жизни», Наташа пробуждается для
жизни. Толстой пишет о чувстве «благого-
вейного умиления», которое охватило.ее ду-
шу. Оно, оставшись навсегда, стало смысло-
вой составляющей дальнейшего существова-
ния Наташи.
В эпилоге автор изображает то, что,
по его представлениям, есть истинное жен-
ское счастье. «Наташа вышла замуж раннею
весною 1813 года, и у ней в 1820 году было
уже три дочери и один сын, которого она же-
лала и теперь сама кормила.» Уже ничего не
напоминает в этой сильной, располневшей
женщине прежнюю Наташу. Толстой наре-
кает ее «сильной, красивой и плодовитой
самкой». Все мысли Наташи о муже и семье.
Да и мыслит она по-особенному, не умом,
«а всем существом своим, то есть плотью».
Она словно часть природы, часть того естест-
венного непостижимого процесса, в который
вовлечены всю люди, земля, воздух, страны
и народы.
Неудивительно, что подобное состояние
жизни не кажется примитивным или наивным
ни героям, ни автору. .Семья — обоюдное и до-
бровольное рабство. Она только любит и лю-
бима. И в этом для нее скрыто истинное поло-
жительное содержание жизни.
«Война и мир» — единственный роман
Толстого, имеющий классический счастли-
вый конец. То состояние, в котором он ос-
тавляет Николая Ростова, княжну Марью,
Пьера Безухова и Наташу, — лучшее, что
он мог придумать и дать им. Оно имеет ос-
нование в нравственной философии Толсто-
589
го, в его своеобразных, но очень серьезных
представлениях о роли и месте женщины в
мире и обществе.