ОБРАЗ НИКОЛАЯ РОСТОВА
В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО
«ВОЙНА И МИР»
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» —
один из самых «густонаселенных романов»,
известных мировой литературе. Каждое со-
бытие повествования притягивает к себе, по-
добно магниту, множество имен, судеб и лиц,
огромное количество исторических персона-
жей, десятки героев, созданных творческой
фантазией автора. Вслед за Толстым мы
идем и спускаемся в сложный быт человече-
ского существования. Это очень сложная, раз-
нообразная, уходящая в бесконечный мир
идей реальность.
Есть лица раздражающие, есть герои, ко-
торые вызывают восхищение, любовь или не-
нависть, и среди них Николай Ростов — са-
мый задушевный персонаж романа.
Какой чудный детский мир в доме Росто-
вых: жизнь чище и «разговоры веселее». Два
красивых молодых человека, один офицер,
другой — студент, Николай Ростов, «невысо-
кий курчавый молодой человек» с открытым
выражением лица.
В следующий раз мы встречаем Ростова
в гусарском Павлодарском полку: «Эскадрон,
в котором служил Николай Ростов, располо-
жен был в немецкой деревне Зальценек», —
сообщает Толстой. Сложный мир воинских
взаимоотношений Николай выстраивает при
помощи трех главных для него оснований:
честь, достоинство и верность присяге. Он
даже помыслить не может солгать. Двусмыс-
ленное положение, в котором оказывается
из-за поступка Телятина, удивляет даже
бывалых однополчан. Недаром седовласый
штаб-ротмистр увещевает Ростова: «Спроси-
те у Денисова, похоже это на что-нибудь,
чтобы юнкер требовал удовлетворения у
полкового командира?»
И выясняет молодой Ростов, что честь пол-
ка во внутренней иерархии ценностей выше
и дороже чести личной. «Я виноват, кругом
виноват!» — восклицает он, когда осознает это.
На наших глазах происходит мужание харак-
тера. 'Порывистый, чистый юноша превраща-
ется в защитника отечества, связанного с то-
варищами по оружию корпоративным поняти-
ем чести.
Когда сюжетная логика приводит Нико-
лая на поле Шенграбенского сражения, на-
ступает «момент истины». Ростов осознает
невозможность убийства и смерти. «Не мо-
жет быть, чтобы они хотели убить меня», —
думает он, убегая от французов. Он расте-
рян. Вместо того чтобы стрелять, он швыря-
ет в противника пистолетом. Он испытывает
чувство «зайца, убегающего от. собак». Его
страх — это не страх перед врагом. Им вла-
деет «чувство страха за свою счастливую мо-
лодую жизнь».
Николая Ростова не отличают ни глубина
ума, присущая, например, князю Андрею,
ни способность глубоко мыслить и пережи-
вать боль и чаяния людей, характерная для
Пьера Безухова. Болконский справедливо
видит в нем недалекого гусарского офицера,
тот тип людей, который он особенно не лю-
бил. Автор называет его «простодушным»,
и это как раз то слово, которым можно выра-
зить его внутреннее существо. Простая ду-
ша. Честная и порядочная.
Полюбив княжну Марью, он до конца,
до некоего предела разумности хранит вер-
ность Соне, которой дал слово.
Женившись, он так же, как когда-то от-
давался служению отечеству, отдался слу-
жению своей семье и хозяйству. «Николай
был хозяин простой, — замечает Толстой, —
не любил нововведений... смеялся над теоре-
тическими сочинениями о хозяйстве. У него
перед глазами было только одно имение, а не
какая-нибудь отдельная часть его... И хо-
зяйство Николая приносило самые блестя-
щие результаты». (Высшая похвала графа
Толстого.)
Автор неохотно прощается с Николаем
Ростовым. Определенные черты его характе-
ра легко угадываются в Константине Левине
из «Анны Карениной».